Мотивация, как функция управления
Понятие мотивации и мотивационный процесс в управлении.
Первоначальные, содержательные и процессуальные теории мотивации.
Использование мотивации в практике менеджера.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение зависит от многих факторов, во многом индивидуального характера.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
В понятие мотива труда входят:
потребность, которую хочет удовлетворить работник;
благо, способное удовлетворить эту потребность;
трудовое действие, необходимое для получения блага;
цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия:
Цель - это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Потребности - нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы (первичные и вторичные).
Мотивы - это побуждения человека к действию, направленному на достижение необходимой цели (результата).
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов.
Мотивы, формирующиеся у человека, «включаются» под влиянием стимулов.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.
Стимулирование отличается от мотивации. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
Стимулы - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов:
принуждение. В организациях широко используются административные методы принуждения: замечание, выговор, перевод на другую должность, увольнение с работы и проч.;
материальное поощрение. Это стимулы в материально-вещественной форме: заработная плата и тарифные ставки, вознаграждение за результаты, премии, компенсации, путевки, льготные кредиты, ссуды на строительство жилья и др.;
моральное поощрение - стимулы, направленные на удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека: благодарности, почетные грамоты и звания, Доска почета, ученые степени, публикации в прессе, правительственные награды и др.;
самоутверждение - внутренние движущие силы человека, побуждающие его к достижению поставленных целей без прямого внешнего поощрения. Это самый сильный стимул из известных в природе, однако, он проявляется только у наиболее развитых членов общества. Например, написание диссертации, публикация книги, авторское изобретение, съемка фильма, получение второго образования и др.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ И СТИМУЛОВ МЕНЕДЖЕРА
№ | Фактор | Мотивы | Стимулы |
1. | Природа возникновения | Внутренняя | Внешняя |
2. | Порядок становления | Первичные | Производные |
3. | Основы формирования | Индивидуальные | Социальные |
4. | Структура построения | Субъективная | Объективная |
5. | Методы применения | Частные | Общие |
6. | Форма действия | Опосредованная | Непосредственная |
7. | Сущность действия | Побуждение | Принуждение |
- Тема 1. Методологические основы менеджмента
- Появление понятия менеджмент связано со следующими условиями:
- Основные положения старой и новой парадигм управления
- 3. Отличительные черты современного менеджмента
- Отсюда следующие различия:
- Организация как открытая система
- Классификация организаций
- Формы бизнес организации
- Последовательность анализа среды:
- Структура отдельных групп целей организации, рассчитанных на разный временной период
- 4. Функции управления - определяются как назначение и виды управленческой деятельности, определенные целями и задачами самого управления.
- Методы планирования – это способы обоснования и увязки плановых показателей
- Классификация планов в зависимости от временной ориентации идей планирования
- Принципы планирования
- Виды планирования
- Основные направления планирования на уровне организации:
- В результате анализа должны быть сделаны выводы:
- Тема. Организация, как функция управления
- Классификация организационных структур построена на основе характеристик выделенных типов.
- Мотивация, как функция управления
- Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики человеческой деятельности:
- Использование теории а. Маслоу в практическом менеджменте имеет два основных направления.
- Контроль, как функция менеджмента
- Принятие решений в управлении
- Коммуникации в управлении
- Управление конфликтом в организации
- Корпоративная культура