logo
МЕНЕДЖМЕНТ

Мотивация, как функция управления

  1. Понятие мотивации и мотивационный процесс в управлении.

  2. Первоначальные, содержательные и процессуальные теории мотивации.

  3. Использование мотивации в практике менеджера.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение зависит от многих факторов, во многом индивидуального характера.

Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

В понятие мотива труда входят:

Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия:

Цель - это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.

Потребности - нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы (первичные и вторичные).

Мотивы - это побуждения человека к действию, направленному на достижение необходимой цели (результата).

Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов.

Мотивы, формирующиеся у человека, «включаются» под влиянием стимулов.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.

Стимулирование отличается от мотивации. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование это одно из средств, с помощью которого осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.

Стимулы - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОТИВОВ И СТИМУЛОВ МЕНЕДЖЕРА

Фактор

Мотивы

Стимулы

1.

Природа возникновения

Внутренняя

Внешняя

2.

Порядок становления

Первичные

Производные

3.

Основы формирования

Индивидуальные

Социальные

4.

Структура построения

Субъективная

Объективная

5.

Методы применения

Частные

Общие

6.

Форма действия

Опосредованная

Непосредственная

7.

Сущность действия

Побуждение

Принуждение