logo
МЕНЕДЖМЕНТ

Появление понятия менеджмент связано со следующими условиями:

2. История управления. Одномерные и синтетические учения

Все развитие управленческой мысли направлено на элементы:

Выделяют 4 основных подхода, которые внесли значительный вклад в развитие управленческой мысли:

Для начальной стадии развития науки об управлении характерен уклон на один из элементов. Поэтому эти учения (школы менеджмента) называют одномерными.

Рис. Эволюция управления как науки

Школа научного управления / рационалистическая / (научная организация труда) (1885 – 1920 гг.).

Основателем школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.

Последователи – Ф.и.Л. Гилберты, Г. Гант, Г.Форд

Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда.

Генри Гант - первооткрыватель в области календарного планирования и оперативного управления. Ввел систему заработной платы с элементами повременных и сдельных форм.

Главные идеи в области менеджмента сформулировал Фредерик Тейлор в виде принципов «научного управления»

Но в рамках данной школы рассматривается только самый низкий уровень управления (цеховой уровень).

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы.

Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем (1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

2. Административная / классическая/ школа (1920 - 1950 гг.).Основоположник школы – Анри Файоль – «отец управления».

Последователи – Л.Гьюлик, Л.Урвик, Дж. Муни. – пытались ответить на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, сосредотачивали внимание на изучении сущности и содержания управленческой мысли.

Файоль изучил и описал управление как особый вид деятельности. Определил, что для любой организации характерны шесть видов деятельности:

Анри Файоль разработал 14 принципов управления:

Применение принципов в практической деятельности должно носить гибкий характер, и всегда необходимо учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление.

Выводы: управление является универсальным процессом, состоящим из нескольких взаимосвязанных функций.

Реализация же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.

3. Школа человеческих отношений / неоклассическая / (1930 - 1960 гг.). Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам.

Отличительная характеристика этой школы – перенесение центра внимания в управлении с его задач на человека.

Выделяют три области направления:

Создатели школы - Г. Мюнстерберг, Э.Мэйо, А. Маслоу и т.д.

Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо (1880–1945), который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы.

После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда. Еще до получения Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет (1868–1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

В рамках этой школы выделяют поведенческую школу (или школа поведенческих наук) (1950 г. - по настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегор, Герцберг, Блейк. Основная идея данной школы - эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии. Основной целью школа поведенческих наук ставила повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Основные идеи школ:

4. Количественная школа / экономико – математических подходов/новая школа науки управления (1960-настоящее время). Эта школа явилась следствием развития количественных методов обоснования управленческих решений. Предусматривает использование в управлении математики, кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий.

Её представители - Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг, Д.Экман, А. Этнховен, Э. Квейд – рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент.

Основная идея - оптимальные управленческие решения принимаются с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Вклад школы:

Синтетические учения

Современные подходы к управлению называют синтетическими поскольку для них характерен взгляд на управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

Ключевые положение современной системы взглядов на менеджмент:

1. Системный подход – начали применять в конце 50-хх гг. основные представители – Ч.Бернард, П. Друкер, Н. Винер, К. Шеннон. Суть подхода – охват всех явлений как единого целого (внутренняя и внешняя среда организации), их объективная оценка, предвидение положительных и отрицательных последствий принимаемых решений.

Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления.

Различные системы, используемые для обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный инструмент фирмы.

Суть системного подхода заключается в следующем – менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов (люди, структура, задачи, технология), которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.

2. Ситуационный подход – конец 60 хх. годов – по настоящее время. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям (различные ситуации требуют различных знаний). Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Ситуационный подход - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно.

Применение ситуационного подхода в менеджменте

3. Процессный подход - базируется на школе административного управления, с конца 1920-х гг., и широко применяется в настоящее время.

В рамках этого подхода управление рассматривается не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию.

Менеджер должен выполнять последовательно функции такие, как:

которые сами по себе являются процессами.

Планирование – это функция, определяющая цели и задачи деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация – это обеспечение всем необходимым для нормальной работы – персонал, материалы, оборудование, здания, денежные средства.

Мотивация – это побуждение эффективно трудиться для достижения целей сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творчества.

Контроль – это количественная и качественная оценка и учет результатов работы.

Кроме того, все эти функции имеют две общие характеристики – они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация.

Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, мотивировать, из нескольких альтернативных возможностей руководитель должен сделать серию правильных выборов.

Координация – это достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления коммуникаций между ними.

ВКЛАД В СОВРЕМЕННУЮ НАУКУ УПРАВЛЕНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ И НАУЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Научные направления и ключевые положения концепций

Основные идеи, используемые современным менеджментом

Научное управление и Классическая (Административная) школа (20-е годы)

Научные принципы организации труда.

Рационализация трудовых операций.

Разделение труда в управлении.

Процессный подход к управлению.

Научный подход к менеджменту и его принципам.

Анализ способов выполнения работы.

Управление как серия непрерывных взаимосвязанных действий.

Школы Человеческих отношений (30-е годы) и Поведенческих наук (50-е годы)

Коллектив как особая социальная группа.

Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника.

Использование факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства.

Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

Количественный подход (50-е – 60-е годы)

Разделение процесса принятия решений на стадии и серию шагов.

Применение методов количественных измерений.

Субъективный подход к оценке рациональности решений.

Использование количественных моделей, методов и измерителей при принятии решений.