Организация как открытая система
Понятие и классификация организаций
Внутренняя среда организации, управленческое обследование внутренней среды как поиск сильных и слабых сторон в деятельности организации
Внешняя среда организации, управленческое обследование внешней среды как поиск возможностей и угроз для развития организации.
Понятие и классификация организации
Общество состоит из огромного количества различных организаций. Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента. Но не любая общность людей, имеющая определенное их количество, может считаться организацией. Под организацией в менеджменте понимают иерархически организованную совокупность людей, объединенных общими коммерческими целями (получение прибыли) и действующих на основе разделения труда.
Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям:
наличие двух и более людей, которые считают себя частью этой группы;
наличие одной цели (т. е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Менеджмент изучает прежде всего те организации, главная цель которых состоит в извлечении прибыли, причем эта цель подчиняет себе все остальные
Обязательные компоненты организации:
Цель – это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится.
Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли наделяющие их носителя властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение.
Управление представляет собой целенаправленное воздействие на индивида, чтобы побудить его совершать определенные действия в которых заинтересована организация.
Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов.
Любая организация переживает этапы развития:
Рождение организации
Главная цель заключается в выживании.
Руководство осуществляется одним лицом,
Основная задача – выход на рынок.
Детство и юность
Главная цель – получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост.
Стиль руководства жесткий;
Основная задача – укрепление позиции и захват рынка;
Задача в области организации труда – планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу.
Зрелость
главная цель – систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа;
эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий;
основная задача – рост по разным направления деятельности, завоевание рынка;
задача в области организации труда – разделение и кооперация труда, премирование за индивидуальны результаты.
Старение организации,
главная цель – сохранение достигнутых результатов;
эффект руководства достигается за счет координации действий;
основная задача – обеспечить стабильность, свободный режим организации труда.
Возрождение либо исчезновение,
главная цель состоит в обеспечении оживления по всем функциям;
рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма;
главная задача – омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.
Законы организации
1. Закон синергии – объединение людей (элементов) по своей силе всегда больше, чем сумма этих элементов.
2. Закон пропорциональности – в организации все должно быть организовано пропорционально (т.е. соблюдаться должна норма управляемости)
3. Закон онтогенеза – каждая организация имеет определенный жизненный цикл.
4. Закон времени – любая организация живет согласно этому закону
5. Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации – централизация - концентрация властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация - передача или делегирование прав и ответственностей на нижний уровень управления.
6. Закон интеграции и специализации – интеграция – объединение. Любая организация объединяет людей.
7. Закон самосохранения – любая материальная система стремится сохранить весь свой потенциал.
- Тема 1. Методологические основы менеджмента
- Появление понятия менеджмент связано со следующими условиями:
- Основные положения старой и новой парадигм управления
- 3. Отличительные черты современного менеджмента
- Отсюда следующие различия:
- Организация как открытая система
- Классификация организаций
- Формы бизнес организации
- Последовательность анализа среды:
- Структура отдельных групп целей организации, рассчитанных на разный временной период
- 4. Функции управления - определяются как назначение и виды управленческой деятельности, определенные целями и задачами самого управления.
- Методы планирования – это способы обоснования и увязки плановых показателей
- Классификация планов в зависимости от временной ориентации идей планирования
- Принципы планирования
- Виды планирования
- Основные направления планирования на уровне организации:
- В результате анализа должны быть сделаны выводы:
- Тема. Организация, как функция управления
- Классификация организационных структур построена на основе характеристик выделенных типов.
- Мотивация, как функция управления
- Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики человеческой деятельности:
- Использование теории а. Маслоу в практическом менеджменте имеет два основных направления.
- Контроль, как функция менеджмента
- Принятие решений в управлении
- Коммуникации в управлении
- Управление конфликтом в организации
- Корпоративная культура