Виды планирования
Стратегическое (перспективное) - долгосрочное развитие компании с учетом планирования развития и изменения видов производства, сфер сбыта и т.п.. Цель – комплексное обоснование проблем организации в процессе её развития (5-20 лет).
Тактическое (среднесрочное) – планирование условий хозяйственных операций, производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций и т.д. Срок 1-5 лет. (3 года)
Оперативное (текущее) - планирование конкретных действий на краткосрочный период. Охватывает детальные разработки годовых оперативных планов для организации в целом и ее подразделений. Данные планы состоят из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых. В них детально конкретизуются цели и задачи, поставленные стратегическими и тактическими планами
Сравнительная характеристика стратегического и текущего планирования
Миссия, предназначение:
текущее – производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации;
стратегическое – выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.
Объект концентрации внимания менеджмента:
текущее – взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов;
стратегическое – взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении.
Учет фактора времени:
текущее – ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу;
стратегическое – ориентация на долгосрочную перспективу.
Основа построения системы управления:
текущее – функции и организационная структура, процедуры, техника и технология;
стратегическое – люди, системы информационного обеспечения, рынок.
Подход к управлению персоналом:
текущее – взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций;
стратегическое - взгляд на работников как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия.
Критерий эффективности управления:
текущее – прибыльность и рациональность использования производственного потенциала;
стратегическое – своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения.
СРАВНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО, ТАКТИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
| Стратегическое | Тактическое | Оперативное |
Задачи планирования | Обеспечение реализации миссии фирмы; определение программы деятельности | Вопросы финансирования, инвестирования, сбыта, снабжения, персонала | Обеспечение надежности повседневного функционирования |
Уровень планирования | Уровень отрасли | Уровень предприятия | Уровень функциональных отделов |
Носители идей планирования | Менеджмент высшего уровня | Менеджмент высшего и среднего уровня | Менеджмент среднего и низшего уровня |
Горизонт планирования | Длительные сроки; широкий спектр альтернатив | Средние сроки (1-5 лет) | Короткие сроки, ограниченный спектр альтернатив |
- Тема 1. Методологические основы менеджмента
- Появление понятия менеджмент связано со следующими условиями:
- Основные положения старой и новой парадигм управления
- 3. Отличительные черты современного менеджмента
- Отсюда следующие различия:
- Организация как открытая система
- Классификация организаций
- Формы бизнес организации
- Последовательность анализа среды:
- Структура отдельных групп целей организации, рассчитанных на разный временной период
- 4. Функции управления - определяются как назначение и виды управленческой деятельности, определенные целями и задачами самого управления.
- Методы планирования – это способы обоснования и увязки плановых показателей
- Классификация планов в зависимости от временной ориентации идей планирования
- Принципы планирования
- Виды планирования
- Основные направления планирования на уровне организации:
- В результате анализа должны быть сделаны выводы:
- Тема. Организация, как функция управления
- Классификация организационных структур построена на основе характеристик выделенных типов.
- Мотивация, как функция управления
- Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики человеческой деятельности:
- Использование теории а. Маслоу в практическом менеджменте имеет два основных направления.
- Контроль, как функция менеджмента
- Принятие решений в управлении
- Коммуникации в управлении
- Управление конфликтом в организации
- Корпоративная культура