logo
МЕНЕДЖМЕНТ

Формы бизнес организации

  1. Внешняя и внутренняя среда организации

Характеристика любой организации невозможна без четкого отражения влияние факторов внешней среды и оценки факторов внутренней среды на цели развития организации и характер ее деятельности. При этом важно определить сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией

Внутренняя среда организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, внутренние переменные являются результатом или следствием управленческих решений. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Рабочая среда - совокупность всех внутренних переменных, которые с помощью процесса управления приспособлены к потребностям организации и внешней среды.

Основные переменные, которые требуют внимания руководства:

Цели – это конкретные конечные состояния или результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.

В процессе планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Цели подразделений не должны вступать в противоречия с другими, а вносить конкретный вклад в цели организации в целом.

Задачи – это предписанная работа, которая должна быть выполнена заранее установленные сроки.

С технической точки зрения задачи предписываются не человеку (работнику), а его должности.

Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. В любой организации присутствует разделение труда, т.е. закрепление определенной работы за специалистами.

Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях.

Влияние этой переменной на управление в значительной мере усилилась в результате промышленной революции, стандартизации и механизации, применение конвейерных линий.

Все технологии можно разделить на три категории:

а) единичное (мелкосерийное) производство;

б) массовое (крупносерийное) производство;

в) непрерывное производство.

Люди, т.е. руководитель достигает целей организации через других людей. Существует 3 аспекта человеческой переменной в подходе к управлению:

Основные характеристики человека.

а) способности – некоторые физические данные, интеллектуальные способности; приобретаются и реализуются с опытом.

б) предрасположенность, одаренность - имеющийся потенциал человека, талант в определенной области.

в) потребности - состояние ощущения недостаточности чего-либо.

г) отношение - социальные установки, привязанность или неприязнь к чему-либо;

ж) восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов.

Выделяют пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента

Анализ внутренней среды организации касается главным образом потенциала организации. Одним из методов, используемых в этих целях, является управленческое обследование. Его сущность состоит в исследовании срезов (функциональных зон) предприятия. Каждый из срезов включает набор элементов и процессов, связи между которыми определяют эффективность среза.

Источники получения информации:

ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ,

СУЩЕСТВЕННЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Функциональная зона

Важнейшие процессы и элементы

Организационный срез

а) распределение ответственности и полномочий;

б) коммуникации и их эффективность;

в) развитость организационных структур.

Кадровый срез

А) особенности взаимодействия менеджеров и подчиненных;

Б) результаты труда и эффективность механизмов стимулирования;

В) характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движение внутри организации и текучести;

Маркетинговый срез

А) характеристика стратегии «товар – рынок»

Б) стратегия ценообразования

В) рынки сбыта

Г) система распределения и т.д.

Финансовый срез

А) поддержание ликвидности,

Б) обеспечение прибыли

В) инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т.д.

Производственный срез

А) особенности изготовления продукта

Б) особенности складского хозяйства

В) технологические процессы и качество их обслуживания

Г) новые технологии, их разработка и внедрение

Внешняя среда организации. Каждая организация имеет свою собственную внешнюю среду, окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут так или иначе воздействовать на функционирование как в текущем периоде, так и в перспективном. В менеджменте принято, и большинство придерживается его, разделение факторов внешней среды на:

Среда прямого воздействия. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. Таким образом, внешняя среда состоит из следующих субъектов:

Поставщики. При выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность, потенциал чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации выгодные позиции.

Конкуренты Конкурентная среда формируется не только внутри отраслевыми конкурентами производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на том же рынке. Фирмы, которые неожиданно могут выйти на рынок или производят замещающий продукт, также являют потенциально опасными для производителя. Анализ должен быть направлен на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурентов и с учетом этого строить свою стратегию бизнеса.

Покупатели. Изучение покупателей позволяет организации лучше выяснить, какой товар, услуга будет в наибольшей мере приниматься покупателями и на какой объем продаж фирма может рассчитывать.

Государственные органы и законы. Фирме придется выполнять требования налоговой инспекции, СЭС, пожарной охраны.

Среда косвенного влияния. Включает факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на организацию, но, тем не менее, сказываются на ее работе. К ним относятся:

Социальные факторы. Изучение, которых направленно на влияние на бизнес таких явлений, как демографическая структура общества, уровень образования населения, существующие нормы и обычаи. Этот фактор оказывает большое влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых сильно зависит уровень спроса и, следовательно, возможность фирмы реализовать свою продукцию.

Технологические факторы. Анализ этого фактора позволит своевременно увидеть те возможности развития науки и техники, которые открывают для производства новой продукции или усовершенствование той, что уже производится.

Экономические факторы. Позволяют понять, как формируется, и распределяются ограниченные ресурсы. Изучаются такие явления, как инфляция, безработица, производительность труда, налогообложение. Эти показатели позволяют грамотному менеджеру определить потенциальные угрозы для фирмы и возможности развития ведения бизнеса.

Политические факторы. Изучаются для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти. Изучаются решения правительства, решения о распределении бюджетных средств, образование партий.

Анализ внешней среды организации заключается - в выделении наиболее значимых экономический, политических, социальных и других факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация. Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности организации

ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Группа факторов

Конкретные факторы

1. Экономические факторы

Налоговая ставка и ее изменение

Темпы инфляции

Уровень занятости населения как в целом, так и в отрасли

Платежеспособность предприятий

2. Рыночные факторы

Уровень доходов населения, распределение доходов

Уровень конкуренции в отрасли

Относительная доля рынка, занимаемая организацией

Защищенность рынка правительством

Емкость рынка

Жизненные циклы различных товаров

3. Факторы конкуренции

Сильные и слабые стороны конкурентов

Текущие стратегии конкурентов

Возможные будущие цели конкурентов

Актуальные возможности конкурентов в связи с их возможным поведением в будущем

4. Политические факторы

Возможные изменения в законодательстве

Государственное регулирование конкуренции в отрасли, антимонопольная политика

Возможные изменения в политическом курсе государства в результате выборов

Особенности таможенной политики

5. Социальные факторы

Общественные ценности и их возможные изменения

Изменения демографической структуры населения

Изменение отношения к работе, отдыху и образованию

6. Технологические факторы

Изменения в технологии производства

Появление новых материалов и продуктов

Изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, а также средств связи

Государственная технологическая политика