logo search
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

2.1. Привязанность и ее формы

Привязанность можно определить как близкие, теп­лые, основанные на любви отношения между человечес­кими существами. Привязанности формируются между родителями и детьми, братьями и сестрами, мужьями и женами, друзьями и т. д. Некоторые из них сильны и продолжительны (Д. Боулби, 2003). Привязанность к взрослому человеку является биологической необходи­мостью и изначальным условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца является мать. Специалисты рассматривают младенца как иници­ативное существо, играющее активную роль во взаимо­действии с находящимися рядом, познающее окружаю­щий мир и действующее в нем (Р. Ж. Мухамедрахимов, 1999; Л. М. Шипицына, 2005 и др.).

Известный американский исследователь Джон Боул­би (2003) утверждал, что необходимым условием сохра­нения психического здоровья детей в младенческом и Раннем детстве является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с Матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) — таких отношений, которые обоим приносят радость и удов­летворение. В то же время как человек, знающий прак­тическую сторону жизни, Боулби понимал и всячески подчеркивал, что огромную роль в этом вопросе играет не только семья, но и общество в целом, поскольку толь­ко оно может создать макроэкономические условия, при которых возможны нормальные детско-родительские отношения.

Д. Боулби описал теорию привязанности как способ понимания предрасположенности человеческих существ к созданию сильных, основанных на любви связей с дру­гими человеческими существами, и объяснения различ­ных форм эмоциональных расстройств и проблем, таких как беспокойство, гнев, депрессии, эмоциональная не­приязнь, становящихся причиной нежелательной разлу­ки и разрыва.

Ключевые положения теории Д. Боулби:

Одно из центральных понятий теории привязаннос­ти — понятие «рабочая модель», на основе которой про­исходит взаимодействие ребенка с миром (Е. О. Смирно­ва 1995). Рабочая модель включает модель себя и близкого человека (Я Другой), при этом восприятие себя определяется тем, как человека воспринимает объект привязанности. Глубинная память сохраняет об­разы и образцы поведения с близкими людьми, которые постоянно повторяются и ситуациях взаимодействия с другими людьми. Стойкость и ригидность схем поведе­ния, представляющих собой обобщенный опыт отношений с матерью, во многом объясняют те длительные кризи­сы, которые неизбежно возникают у детей из неблагопо­лучных семей при адаптации в новой приемной семье. Необходим новый, достаточно длительный опыт иных позитивных отношений, чтобы прежние схемы пере­строились.

Д. Боулби видел биологические корни в процессе ус­тановления привязанности, он считал, что младенцы предрасположены к инстинктивному формированию вза­имоотношений привязанности, а также к избирательно­му реагированию, которое основано на особом аффектив­ном настрое на другого.

Особое значение в теории привязанностей имеет то, что организация привязанности у младенца имеет в своей ос­нове реальный опыт взаимодействий с объектом привязан­ности и внешним миром. Отсюда следует вывод, что этот Ранний опыт может быть различным и, соответственно, иметь различные качественные последствия. Поэтому стало возможным более глубоко и правильно понимать ранние поведенческие проявления младенца как его соб­ственный вклад во взаимодействие со своей матерью. Такие ранние проявления, как плач, взгляд, слежение, протягивание ручек, хватание, гуление, прилегание, ползание и даже ранняя психосоматика, стали рассмат­риваться в контексте поведения привязанности, то есть как проявления, способные привлечь и удержать мать рядом с младенцем.

Действительно, сам облик младенца, его улыбка вы­зывают у матери положительные эмоции, укрепляют отношения между ними и могут пониматься как своеоб­разный «призыв к взаимоотношениям». Это своеобраз­ные защитные механизмы, действующие внутри пары мать—дитя и укрепляющие привязанность.