logo search
Орлова

Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления

Установление любого символического порядка предполагает наличие определенных предпосылок и осуществление конкретных процедур. Предпосылки связаны с побуждением людей преодолеть ситуацию неопределенности, хаоса, трансформировать ее в условия, благоприятные для взаимоприемлемого социаль-

134

ного взаимодействия или эффективного действия. Прежде всего необходима значимая с этой точки зрения совокупность элементов, или сегментов реальности, внутри которых можно проводить сходства и различия по общим для них основаниям. Далее, устанавливаются типы изменений, которые могут претерпевать такие элементы, и выделяются желательные, нежелательные и нейтральные изменения. Затем определяется порог соотнесения элементов ситуации между собой и с элементами других ситуаций, выше которого фиксируется различие, а ниже которого — подобие. Наконец, фиксируются устойчивые связи между элементами, которые объединяют выделенные сходства, различия, изменения в самотождественную целостность, способствующую эффективному действию или взаимодействию.

Согласно структуралистским представлениям, порядок — это то, что задается людьми в вещах и ситуациях как их внутренний закон, как скрытая сеть отношений между ними и человеком, ее устойчивое структурное выражение, представленное в символической форме. Концептуально порядок отождествляется с «пустыми» структурами, которые могут быть абстрагированы из множества культурных явлений и становятся основанием для отнесения их к определенному классу или форме (например, структуры мифа; волшебной сказки, обряда инициации, табуирования и т. п.).

Социокультурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, в интонациях и словах, в формулах, образах, вещах. Областями существования этих проявлений являются вербальная и невербальная межличностная коммуникация, письменные тексты, сфера невербальных эстетических объектов.

Взаимопонимание между людьми обусловливается тем, насколько они владеют как родным языком, так и навыками оперирования кодами других символических областей. Такое владение является значимой характеристикой того, что называется культурной компетенцией.

Процессы порождения символов и оперирования ими описываются с помощью таких категорий, как