logo
Методическое пособие

3.2. Понятийный аппарат введения

Введение выполняет функцию программы всего исследования, является его теоретико-методологической основой, содержит понятийный аппарат исследования, характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике социальной работы; цели и задачи, объект и предмет, базу научного исследования или проектирования, методы сбора и обработки информации, научные гипотезы, обоснование выбора использованных источников и их характеристика, изложение полученных результатов исследования, конкретные выводы и предложения, композиционные особенности и краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

Можно рекомендовать примерную схему, по которой составляется текст «Введения»:

  1. Обоснование темы, ее актуальность;

  2. Степень разработанности темы в литературе (характеристика источников и литературы);

  3. Проблема исследования, цель, гипотеза, задачи исследования;

  4. Объект и предмет исследования;

  5. Методология и методика исследования;

  6. Научная и практическая новизна (значимость) исследования1;

  7. Апробация работы;

  8. Структура работы.

Актуальность темы определяет важность выбранной темы для теории и практики социальной работы в данный момент и в данной ситуации для данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для курсовой работы (проекта) достаточно в пределах одной, для дипломной работы (проекта) – полутора страниц компьютерного текста показать главное.

Из чего следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений, либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Таким образом, актуальность темы определяется степенью изученности проблемы в целом, ее местом и значимостью в социуме.

Пример. «Актуальность исследования. Конец XX – начало XXI в. ознаменовался для России как период кардинальных трансформаций, противоречивых событий, процессов и перемен, которые затронули все сферы жизнедеятельности современного общества. Прежние институты социальной поддержки оказались неработоспособными в силу идеологических подходов, отсутствия ресурсной базы, изменившихся социальных условий. Результатом этих процессов стало резкое возрастание числа некоммерческих организаций.

В связи с этим особую актуальность и важность приобретают вопросы становления, развития и функционирования некоммерческих организаций. Изучение некоммерческих организаций привлекает сегодня внимание политологов, социологов, экономистов, философов и других ученых в связи с активной институционализацией этого вида организаций в современном обществе.

Оформление нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование некоммерческих организаций, развитие организационно-технологических основ их деятельности во многом способствуют становлению и развитию «третьего сектора» в России.

Различным этапам развития российского общества соответствуют свои типы некоммерческих организаций. Некоммерческие организации каждого исторического этапа характеризуются наличием определенных задач, функций, направлений и форм работы. Становление и развитие современных некоммерческих организаций основано как на исторических традициях общественной деятельности граждан, так и на опыте западных общественных организаций.

В настоящее время численность некоммерческих организаций достаточна велика, спектр их деятельности направлен на сохранение природно-экологического благополучия, защиту прав граждан, развитие туризма, физкультуры и спорта, оказание социальной поддержки и помощи отдельным категориям населения и многое другое. Однако это множество состоит из неоднородных по количеству и масштабности некоммерческих организаций. Организации одного и того же «слоя» имеют определенную сетевую связанность, но «межслойные» коммуникации весьма слабы. Реализация совместной деятельности требует не только координации, но и упорядоченного управления.

Необходимость изучения некоммерческих организаций обусловлена и тем, что следует учитывать влияние на их деятельность специфики региона как самостоятельной системы, со своими особенностями. Ситуацию в регионе определяют не столько общефедеральные тенденции, сколько региональные особенности расстановки политических сил и интересов, местные политические традиции и стереотипы, а также особенности социально-экономической ситуации, определяющие настроение населения и их отношение к жизни региона.

Все это обусловливает актуальность исследования особенностей развития и функционирования некоммерческих организаций как в российском обществе в целом, так и в Республике Татарстан».

Степень разработанности темы в литературе (Обзор источников и литературы). Данный обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов (нормативно-правовой базы и статистики, периодики, научных работ и публикаций, практических рекомендаций и опыта по данной отрасли социальной работы) по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории и современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

Данный обзор является очень важным элементом исследования и показателем готовности автора к квалифицированному научному осмыслению темы, показателем зрелости исследования. Его написание является делом трудным и ответственным, требующим специальных знаний, умений и навыков анализа, обобщений, систематизации и классификации историографических материалов и источниковых данных.

В обзоре необходимо не только показать знание темы (проблемы), источников и литературы по изучаемому вопросу, но и определить уровень изученности данного предмета к тому времени, когда автор приступает к его исследованию, чтобы на этом фоне ярче показать результаты своей работы, подчеркнуть то новое, что было сделано автором работы (проекта).

Вполне естественно, что обзор источников и литературы следует начинать тогда, когда источники и литература по теме собраны и хорошо осмыслены.

К тексту информационно-аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- логичность структуры;

- композиционная целостность;

- аргументированность выводов;

- ясность, четкость и лаконичность изложения.

В этом элементе введения указывается тип и вид источника, их достаточность для раскрытия темы, доступность, степень и форма отражения в них исследуемой темы и т.д. Проводя классификацию документальных источников, студент должен расположить группы источников по степени их значимости для раскрытия темы. Обзор предполагает краткую характеристику внешних и внутренних данных источника: что он представляет собой по виду и способу воспроизведения, каковы его содержание, степень достоверности содержащихся в нем фактов. Особенно следует подчеркнуть значение источника для освещения той темы, которой посвящена работа (проект). Если в работе (проекте) много источников, то нет необходимости делать обзор каждого из них. Автор, проконсультировавшись с научным руководителем, должен в каждой группе источников выделить наиболее важные, а прочие сгруппировать вокруг этих основных. В этом случае не будет утрачена основная нить повествования и читатель работы (проекта) будет иметь более ясное представление о проделанной студентом работе с источниками.

Можно посоветовать следующую примерную схему при анализе различных видов документов в тексте исследования:

- прочитайте документ и определите его характер (статистические данные, газетная хроника, официальный документ, закон и т.д.);

- установите происхождение документа, время его создания, язык (оригинал или перевод), его полноту (целиком или фрагмент);

- выясните когда, где, почему, появился этот документ? (Опишите исторические условия его создания);

- определите кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке (группе лиц, организации, учреждении и т.п.), его жизни и деятельности? Как он относится к описываемым им событиям? Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?;

- охарактеризуйте основное содержание документа, его идеи, ключевые слова, упоминаемые действующие лица и главные события;

- выразите свое мнение о надежности источника. Выделите факты, которые подтверждаются другими источниками. В чём совпадают или чем отличаются данные этого документа от других источников по данному факту?;

- объясните основные новые понятия, употребляющиеся в тексте документа;

- найдите в документе основные акценты автора. Выявите его симпатии и антипатии, чьи взгляды и интересы он представляет?;

- выясните интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь он в целом?;

- оцените компетентность автора в описываемых событиях (его профессия, образование, статус);

- попытайтесь выявить неточности, ошибки или умышленное искажение информации в данном документе;

- оцените правду и вымысел в источнике. Доверяете ли вы свидетельствам этого документа? Почему?;

- проанализируйте язык автора;

- подчеркните те места, которые непонятны в документе, уточните их смысл (в словаре, энциклопедии);

- определите чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?;

- дайте общую оценку источника с точки зрения известных вам знаний по изучаемой проблеме. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?;

- подумайте к каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?

В обзоре литературы необходимо расположить материал по определенному принципу. Обычно выделяют принципы: проблемный, хронологический и комбинированный (проблемно-хронологический). Если принят проблемный принцип, то обзор литературы проводится так, чтобы литература была сгруппирована по основным проблемам исследования. В том случае, когда принят хронологический принцип, обзор проводится так, чтобы выделить этапы развития исторических взглядов на изучаемые проблемы, показать борьбу концепций, методологических направлений и школ на этих этапах. Изученная студентом литература группируется по хронологии выхода в свет. При этом работы группируются по направлениям и основное внимание обращается на труды тех ученых, которые внесли наибольший вклад в изучение данной темы и работы которых являются этапными. Остальные работы можно расположить вокруг этих фундаментальных исследований по теме или проблеме в целом.

Если принимается проблемно-хронологический принцип распределения материала в обзоре, то особенности этапов развития в историографии нужно объединить с анализом тех проблем, которые ставили ученые на каждом этапе развития науки. Проблемно-хронологический путь «Обзора» наиболее труден, но вместе с тем наиболее результативен, поскольку позволяет проследить эволюцию взглядов ученого, нередко отражающих состояние развития науки в целом на том или ином этапе ее развития.

Литература характеризуется по признакам методологических направлений, концептуальным, жанровым и другим особенностям; дается общая оценка литературы в отношении ее к теме исследования: уровень раскрытия, характер интерпретации, полнота освоения источников, ошибки, недочеты или откровенная фальсификация предмета, полнота и социальный характер освещения. Тем самым определяется степень изученности избранной темы.

Принцип обзора источников и литературы подсказывается характером собранного материала по конкретной теме, а также целью и задачами исследования.

Обзор источников и литературы должен показать знание студентом истории изучения темы в прошлом, умение критически рассматривать работы предшественников и обобщить то, что сделано ими по изучению темы, какие вопросы остались неразрешенными или незамеченными вообще, что необходимо сделать на данном этапе исследования. Все это позволяет определить место самого исследователя в изучении темы, решении проблемы.

Прежде чем приступить к написанию текста обзора источников и литературы, полезно обратиться к опыту ученых в области социальной работы, прочитать «обзоры» в книгах по конкретным темам социальной работы. Например, в монографиях А. В. Морозова «Страхование рабочих от несчастных случаев в Казанской губернии. Конец XIX в. – 1919 г.» (С. 10-48), Р. В. Куприянова «Теория и практика социальной реабилитации» (С. 10-35) и др.1 Внимательное чтение таких текстов поможет в выработке собственного стиля работы над обзором источников и литературы для научного исследования.

Пример. «В современной отечественной и зарубежной литературе некоммерческие организации рассматриваются преимущественно в прикладных и практических аспектах. В частности, можно выделить следующие направления их исследований:

- особенности становления и развития некоммерческих организаций в истории России (Дж. Бредли, И.В. Мерсиянова, И.А. Скалабан и др.);

- специфика деятельности общественных организаций советского периода (О.В. Орлова, Е.А. Суслова, Д.В. Шутько, Ц.А. Ямпольская и др.);

- роль и место общественных организаций в деятельности различных типов общественных движений (Б.Е. Винер, А.В. Дука, Е.А. Здравомыслова, В.В. Костюшев, А.А. Темкина и др.);

- значение некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества (Р. Дарендорф, З.Г. Голенкова, Т.И. Заславская, Ю.М. Резник, Л.М. Романенко, С.Л. Серебрякова и др.);

- проблемы создания и управления некоммерческими организациями (О.А. Алексеева, Т.А. Клименкова, М.И. Либоракина, А.Ю. Сунгуров, В.В. Щербина, В.Н. Якимец и др.);

- роль некоммерческих организаций в производстве и распределении социально-значимых благ (П.Ю. Гамольский, А.В. Мещеряков, С.В. Панасенко и др.);

- нормативно-правовое обеспечение деятельности некоммерческих организаций (Е.А. Абросимова, М.Л. Макальская, Н.А. Пирожкова, С.С. Юрьев и др.);

- благотворительная деятельность некоммерческих организаций (И.В. Антонович, Е.В. Белокурова, А.Ю. Бендрикова, И.М. Модель, Б.С. Модель);

- механизмы взаимодействия государства, бизнеса и третьего сектора для решения актуальных проблем населения на основе социального партнерства (Е.А. Панова, В.Л. Хананашвили, В.П. Юшко, В.Н. Якимец и др.).

Но до сих пор остаются малоисследованными теоретические и практические проблемы, связанные с изучением структуры, функций, основных характеристик некоммерческих организаций. Отсутствуют также работы, содержащие социологический анализ исследования некоммерческих организаций в условиях развития современного региона».

Проблема исследования. Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема это вопрос, но не каждый вопрос – проблема. Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Пример. «Проблема исследования связана с определением места, роли, функций и основных характеристик некоммерческого сектора в современном российском регионе».

Обязательным структурным элементом введения являются цель, гипотеза и задачи исследования. Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. В цели намечается стратегическая программа всего исследования и осознается в целом конечный результат работы автора в научном объяснении основных вопросов темы и обобщении фактов. Цель формулируется на основе идейно-теоретических предпосылок ведущей линии в содержании изученной темы, определяется сущностью закономерных связей предмета конкретного исследования с общим социальным процессом.

Нужно иметь в виду, что определение цели не должно выходить за рамки исследуемой темы, и в то же время оно не может быть сужено до одного, хотя и очень важного аспекта в содержании этой темы

Пример. «Цель исследования – выявить структуру, основные характеристики и функции некоммерческих организаций в Республике Татарстан и предложить рекомендации по оптимизации их деятельности».

Во введении также можно при необходимости сформулировать гипотезу, которая выдвигается для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые исследователь подтверждает или опровергает. Таким образом, гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательской задачи.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза это – предполагаемое решение проблемы.

Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

1) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

2) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Задачи исследования темы охватывают конкретные методические и технические аспекты исследования, выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования в целом. Каждый структурный элемент работы и предполагает выполнение общих и частных задач исследования. Решение всех поставленных задач в сумме, в итоге должно обеспечить выполнение конечной цели изучения, объяснения и текстового изложения результатов освоения темы.

Задачи предусматривают конкретные действия исследователя по выяснению научной информации для изучения темы, операции с источниками и литературой, способы анализа и обобщения идейного содержания предмета, пути и средства достижения результатов исследования в соответствии с требованиями общей цели.

Нельзя слишком увлекаться выдвижением задач без учета реальных возможностей их разрешения.

Задачи могут сыграть роль рабочей гипотезы в исследовании. Необходимость доказательства гипотезы дисциплинирует работу исследователя, делает поиск строго направленным, целеустремленным. Гипотеза, как правило, возникает в процессе логического осмысления изучаемого предмета в целом или отдельного явления, когда основной материал не дает прямого и окончательного ответа на изучаемый вопрос. Поэтому автор исследования имеет право на предположения. Вместе с тем, предположение должно иметь авторское обоснование, а не голословное «рассуждение». Процесс аргументированного доказательства гипотезы является плодотворным средством восхождения к намеченной цели.

Примеры. «Гипотезы исследования:

1. Многоаспектность понятия «некоммерческая организация» обусловила разнообразие трактовок ее содержания, что создало потребность научного интегрирования существующих подходов к исследованию некоммерческих организаций.

2. Социологический анализ некоммерческих организаций позволит интегрировать научные представления о их сущности, сформированные в различных отраслях научного знания, так как он наиболее адекватно описывает их статус в системе социальных институтов и социальных организаций современного общества.

3. В настоящее время нормативно-правовое обеспечение некоммерческих организаций не соответствует организационно-технологи-ческому уровню их деятельности на региональном уровне, поскольку отсутствуют региональные нормативные документы, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций.

4. В настоящее время необходимо формирование социального партнерства на региональном уровне между некоммерческими, государственными и коммерческими организациями, которое даст возможность обеспечить эффективность реализации основных направлений деятельности некоммерческих организаций в регионе.

5. К основным механизмам деятельности некоммерческих организаций можно отнести внутренние механизмы, определяющиеся коллективно-личностными характеристиками членов организации, а также внешние механизмы, обусловленные влиянием на деятельность организации общественных процессов. Учет этих механизмов позволит оптимизировать деятельность некоммерческих организаций

Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить основные научные подходы к исследованию некоммерческих организаций.

2. Осуществить анализ основных характеристик некоммерческих организаций в контексте социологического знания.

3. Проанализировать нормативно-правовые и организационно-технологические основы деятельности некоммерческих организаций.

4. Разработать методические основы эмпирического исследования основных характеристик некоммерческих организаций в Республике Татарстан.

5. Выявить и проанализировать отношения экспертов к роли некоммерческих организаций в Республике Татарстан.

6. Проанализировать основные механизмы деятельности некоммерческих организаций в регионе и выявить наиболее оптимальные для повышения эффективности их деятельности».

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Объект исследования в социальной работе – социальное явление, одно из направлений социальной работы, категория населения, социальная группа или индивид, являющиеся приоритетными при работе над избранной темой. Выделение объекта осуществляется на основе анализа избранной исследователем социальной проблемы.

Предмет исследования процессы, методы, формы, технологии, используемые при изучении объекта исследования. Предмет исследования, как правило, включает в себя те свойства и стороны объекта, которые подлежат изучению. Так, если объектом исследования определена одна из социально-демографических групп – молодежь, то предметом исследования может выступать социальный статус молодежи или социальные факторы, влияющие на положение молодежи в обществе и т.п. Предмет устанавливает познавательные границы исследования, т.к. один и тот же объект может предполагать множество предметов исследования. Предмет исследования соответствует названию исследования, помещаемому на титульном листе.

Пример. «Объект исследования – некоммерческие организации. Предмет исследования – структура, основные характеристики и функции некоммерческих организаций в провинциальном регионе (на примере Республике Татарстан)».

Методология и методика исследования. Методология – это система согласованных положений (принципов), сформулированных для достоверного объяснения или понимания группы взаимосвязанных явлений и процессов; методы сбора данных об исследуемом явлении или процессе.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. Строго говоря, определиться с подходом необходимо еще до начала сбора фактического материала. Однако некоторое количество предварительно собранных научных фактов сделают этот выбор более простым и содержательным. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, комплексный (целостный) и др.

Применение научно обоснованных методов исследования является существеннейшим условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для результатов исследования. Современная научная деятельность немыслима без применения методов познания, они являются общепринятым инструментарием. Если автор планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, доморощенных методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой. Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал. Методы познания классифицируются по многим признакам, основные из которых: общенаучные и специальные, эмпирические и теоретические.

При выборе методов исследования в качестве критериев могут служить принципы диалектической логики:

- объективности рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

- конкретности (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

- всесторонности рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

- историзма (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Выбор исследовательского подхода и методов познания – очень важный этап теоретической работы, но не обязательно первый. Выбор того или иного метода должен быть обоснован потребностями темы, особенностями источников и предмета исследования.

Методика отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Помимо методики в исследовании следует различать цель и результат. Как отмечалось, цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего. Результат – это то, что мы реально получили, образ настоящего.

Пример. «Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- институциональный подход (Г. Спенсер, Т. Веблен);

- структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, М. Вебер);

- теория организаций (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Саймон);

- социологическая концепция жизненных сил (С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Ю.Е. Растов);

Эмпирическая база представлена:

- текущими информационными материалами о деятельности некоммерческих организаций в Республике Татарстан за период с 2004 по 2006 г.;

- аналитическими материалами о деятельности некоммерческих организаций, опубликованными в российских и региональных периодических изданиях и научных сборниках с 2000 по 2006 гг.;

- действующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами;

- документами Национального архива Республики Татарстан за период 2004–2006 гг.

- результатами анкетного опроса руководителей некоммерческих организаций Республики Татарстан, проведенного диссертантом в 2006 г.

Методы исследования:

- анализ научной литературы;

- историко-сравнительный анализ документальных источников;

- анализ нормативно-правовых документов;

- анализ статистических данных;

- экспертный опрос;

- метод классификации;

- метод статистической компьютерной обработки данных (SPSS 13)».

Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что когда речь идет о курсовой или дипломной работе (проекте) это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.

Научная новизна – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом.

Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации. Впервые может проводиться исследование на оригинальные темы, которые ранее не исследовались в той или иной отрасли научного знания.

Новизна вовсе не указывает на то, что вся ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, небывалых понятий, которых не было в научном обороте, и т.д. Применительно к дипломным работам (проектам) новизна может сводиться к так называемому элементу новизны. Таким элементом может быть и введение в научный оборот отдельных новых понятий, и использование новых методологических подходов к данной теме, и обогащение вашей работы данными смежных наук, и практическая часть работы, если она имеется, – самостоятельно проведенный экспери­мент, социологическое исследование, клинические испытания и т.п.

Что может составить новизну курсового или дипломного исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его, благодаря этому, в научно установленный факт.

2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых на которой проводится исследование особенностей, например, этнических, социокультурных, профессиональных, возрастных. Выполняя исследование на особой выборке, мы получаем новые данные как в том случае, когда полученные результаты отличаются от ранее известных при проведении исследования по данной методике, так и тогда, когда отличий в полученных данных по сравнению с уже известными не обнаружено. Новизна в последнем случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность распространяется и на новую выборку испытуемых.

3. Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике.

4. Изучение известного в науке явления более совершенными методами. Например, переход при измерении времени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды благоприятен для получения новых результатов.

5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов. Например, непроизвольного, произвольного внимания, памяти у нормальных и психически больных людей, волевых процессов у наркоманов и алкоголиков.

6. Измененные условия протекания какого-либо процесса. Например, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.

Пример. «Научная новизна исследования:

1. Обосновано, что в рамках социологического подхода возможно адекватное описание содержания и структуры некоммерческих организаций.

2. Раскрыта эвристическая ценность социологической концепции жизненных сил социальных субъектов как теоретико-методологичес-кой основы исследования некоммерческих организаций.

3. В контексте социологии неовитализма дано определение некоммерческой организации как социального института.

4. Определены противоречия между нормативно-правовым и организационно-технологическим обеспечением деятельности некоммерческих организаций.

5. Проанализировано мнение экспертов относительно роли некоммерческих организаций в Республике Татарстан.

6. Выявлены и обоснованы основные механизмы оптимизации деятельности некоммерческих организаций в провинциальных регионах.

Теоретическая значимость результатов состоит в том, что диссертационная работа вносит вклад в развитие теоретической базы исследования деятельности некоммерческих организаций посредством раскрытия эвристической значимости основных идей концепции жизненных сил социальных субъектов. Работа имеет определенную ценность для расширения проблемного поля теоретической и практической социологии, вносит вклад в формирование современных концепций теории и практики социальной работы».

Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе подготовки специалистов социальной работы.

Пример. «Практическая значимость исследования определяется тем, что ее положения и выводы могут использоваться:

- при разработке нормативно-правовых документов в области государственной поддержки некоммерческих организаций;

- в качестве рекомендаций для администрации Республики Татарстан и некоммерческих организаций по оптимизации деятельности организаций «третьего сектора» в регионе;

- при разработке и преподавании учебных курсов и спецкурсов «История социальной работы», «История социальной работы в Татарстане» для студентов специальности «социальная работа».

Как отмечалось, другое направление практической значимости исследования связано с используемой в нем методикой. Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач, для проведения дальнейших исследований и для подготовки специалистов.

Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости исследования, которая до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности.

Таким образом, практическая значимость раскрывает результаты, которые были внедрены или предлагаются для введения автором в практику социальной работы. Формирование данного раздела осуществляется по итогам прохождения производственной и преддипломной практики.

Апробация исследования формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, непосредственной практической работе в социальной сфере.

Пример. «Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня и отражены в трех публикациях».

Структура работы. Содержит описание основных рубрик работы.

Пример. «Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 130 наименований работ, в том числе 15 на иностранном языке, приложения».

Элементы понятийного аппарата курсовой и

дипломной работы (проекта)

Курсовая работа (проект)

Дипломная работа (проект)

актуальность исследования

актуальность исследования

степень разработанности темы исследования и его информационное обеспечение

степень разработанности темы исследования и его информационное обеспечение

проблема исследования

цель и задачи исследования

цель, гипотеза и задачи исследования

объект и предмет исследования

объект и предмет исследования

методика исследования

методология и методика исследования

научная новизна

практическая значимость

практическая значимость

апробация результатов исследования

структура работы

структура работы

Процесс написания «Введения» является наиболее сложным и ответственным, поэтому над ним нужно работать особенно тщательно, возвращаясь к нему после того, когда написана работа в целом. Объем введения для курсовой и дипломной работы (проекта) от 2-4 до 4-8 страниц.