logo
Методическое пособие

7.2. Порядок защиты дипломных работ (проектов)

Дипломная работа (проект) должна последовательно пройти:

- предварительную защиту на кафедре (или на студенческой научной конференции);

- получение отзыва и внешней рецензии;

- защиту дипломной работы (проекта) в государственной экзаменационной комиссии.

Предварительная защита дипломной работы (проекта) проводится на выпускающей кафедре на завершающем этапе ее выполнения в форме отчета студента-дипломника о степени реализации полученного задания и достигнутых результатах. В качестве предзащиты может быть принято выступление студента-дипломника с докладом на студенческой научной конференции «Дни науки». Предварительная защита может проводиться с участием выпускников, их научных руководителей, представителей органов социальной защиты и ведущих специалистов в области теории и практики социальной работы.

Отзыв научного руководителя.

В отзыве научного руководителя отмечается:

- соответствие содержания дипломной работы (проекта) заданию;

- характеристика проделанной работы по всем ее разделам;

- полнота раскрытия темы;

- теоретический уровень и практическая значимость работы;

- степень самостоятельности и творческой инициативы дипломника, его деловые качества;

- качество оформления работы (проекта);

- возможность допуска студента к защите дипломной работы (проекта);

- рекомендуемая оценка.

Образец отзыва научного руководителя приведен в прил. 27.

Рецензирование дипломной работы (проекта). Для получения объективной оценки труда дипломника проводится внешнее рецензирование ВКР специалистами в соответствующей области. Состав рецензентов утверждается приказом ректора по представлению кафедры. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты органов социальной защиты населения, преподаватели других кафедр данного вуза или других вузов. Рецензия на дипломную работу (проект) является важнейшим документом, определяющим полноту и качество представленных на защиту материалов.

В рецензии должны быть отражены:

- соответствие содержания дипломной работы (проекта) ее теме;

- актуальность и социальная значимость темы;

- оценка основных результатов работы (новые идеи, оригинальные методы исследования, новые подходы к проектированию);

- практическая значимость и возможность внедрения результатов работы в практику, ожидаемый эффект);

- анализ обоснованности выводов и предложений;

- имеющиеся недостатки работы по содержанию, изложению и оформлению материала;

- рекомендуемая оценка.

Образец рецензии приведен в прил. 28. В прил. 24 приведен список конструкций для написания рецензии и отзыва на дипломную работу (проект). В прил. 25 приведен список глаголов, употребляющихся при аннотировании, реферировании и рецензировании дипломных работ (проектов).

Студенту предоставляется возможность ознакомления с отзывом научного руководителя и внешней рецензией за неделю до защиты дипломной работы (проекта) для подготовки ответов на приведенные в них замечания.

Допуск студента к защите дипломной работы (проекта). Завершенная дипломная работа (проект) передается нормоконтролеру, проверяющему ее соответствие требованиям ГОСТов и делающим отметки о несоответствии тех или иных элементов работы их требованиям в листе нормоконтроля. Образец листка нормоконтроля приведен в прил. 29. Нормоконтролер имеет право возвращать ВКР без рассмотрения в случаях нарушения установленной комплектности, отсутствия обязательных подписей, нечеткого выполнения графических и текстовых материалов.

Принятие решения о допуске студента к защите дипломной работы (проекта) осуществляется кафедрой на основе сопоставления завершенной работы с заданием на ее выполнение, требованиями к структуре и оформлению дипломных работ (проектов); наличия отзыва научного руководителя и внешней рецензии. Допуск студента к защите дипломной работы (проекта) подтверждается подписью заведующего кафедрой с указанием даты допуска на титульном листе выпускной квалификационной работы.

Дипломная работа (проект) может быть не допущена к защите при невыполнении существенных разделов «Задания» без замены их равноценными, а также при грубых нарушениях правил оформления работы.

Подписанная студентом, научным руководителем и заведующим кафедрой дипломная работа (проект), отзыв научного руководителя и рецензия за пять дней до защиты передаются на кафедру, а затем в государственную аттестационную комиссию.

К защите допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план; представившие в установленные сроки дипломную работу (проект), соответствующую содержанию «Задания» и требованиям оформления, а также отзыв научного руководителя и внешнюю рецензию.

Дата защиты дипломной работы (проекта) определяется кафедрой, согласуется с деканатом и утверждается председателем государственной аттестационной комиссии.

Защита дипломной работы (проекта). Защита дипломной работы (проекта) носит публичный характер. Начинается она с доклада студента, сопровождающегося демонстрацией наглядного материала, с использованием при необходимости соответствующих технических средств.

Для выступления с устным сообщением основных результатов исследования, положений и выводов автора готовится краткий реферат, работа над текстом которого требует напряженной творческой работы. Текст выступления в комиссию не представляется и в документацию по защите не входит. Тем не менее, к подготовке этого текста нужно отнестись со всей серьезностью и большой ответственностью, так как от его содержания, логической последовательности изложения хода и результатов исследования зависят стройность, четкость, убедительность устного монолога, что, в свою очередь, благоприятствует обсуждению и оценке работы.

В тексте для устного выступления должны быть предельно сжато сообщены основные идеи и выводы ВКР, показан вклад дипломника в разработку темы (проблемы), подчеркнуты новизна и значимость результатов работы автора, обоснована структура ВКР, кратко изложено основное содержание. В устном сообщении не должно быть пространных рассуждений, доказательств и аргументации, примеров, сносок, ссылок, цифровых перечислений, то есть всего того, что плохо воспринимается на слух и в достаточной степени отражено в тексте дипломного сочинения.

Можно составить выступление по такой, например, схеме:

- обоснование темы и общая характеристика работы, определение актуальности исследования и социальной значимости темы;

- наличие источников и литературы, их характер, степень изученности, достаточность для раскрытия темы;

- цель и задачи работы;

- объект и предмет исследования;

- научная новизна и теоретическая или практическая ценность исследования;

- структура, объем работы, завершенность изучения темы;

- содержание основных результатов работы (описание существа исследования);

- сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проведенной работы;

- перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность;

- основные выводы и рекомендации.

Устное выступление дипломника на защите является рефератом ВКР, то есть кратким изложением сущности исследования. Подготовка этого выступления осуществляется не путем механического сокращения основного текста или беглого пересказа содержания работы, а посредством глубокого обобщения итогов и выводов по основным результатам работы в целом.

Устное выступление должно соответствовать ВКР, то есть быть предельно сжатым, концентрированным отражением его содержания во всей полноте и не содержать информации, которая отсутствует в основном тексте.

Если в процессе подготовки текста вступительной речи появятся новые идеи, выводы, догадки, оценки (что вполне естественно на стадии обобщающего осмысливания результатов исследования), то они могут быть высказаны в качестве пожеланий для дальнейшего изучения темы, как гипотезы, требующие новых доказательств.

Желательно, чтобы вступительная речь была согласована с научным руководителем.

Вступительная речь обычно читается по тексту, но она должна быть рассчитана на живое восприятие слушателей как по дикции, так и по темпу устного монолога.

По окончании вступительной речи дипломника ему могут быть заданы вопросы, на которые можно ответить сразу или после выступления рецензента. Вопросы и замечания нужно записать без искажений, ответить на них по существу, кратко, убедительно, аргументированно и доброжелательно.

Основные рекомендации для публичного выступления студентов при защите ВКР даны в прил. 26.

Для вступительной речи дипломнику дается 7-10 мин. времени. Ответы на вопросы и объяснения по поводу замечаний рецензентов временем не регламентируются, однако защищающийся должен знать, что затягивать дискуссию не в его интересах, ибо это создает впечатление недостаточности в овладении материалами исследования, неуверенности в знаниях по изученной теме. Четкость, ясность и простота ведения дискуссии обнаруживают умение ориентироваться в вопросах темы, знание предмета, уровень квалификации выпускника университета.

Порядок обсуждения дипломной работы (проекта) предусматривает выступление научного руководителя и рецензента (в случае их отсутствия отзыв научного руководителя и рецензию оглашает председатель комиссии); ответы дипломника на замечания рецензента; дискуссию по защищаемой дипломной работе (проекту).

По окончании дискуссии дипломнику предоставляется заключительное слово, которое обычно используется для окончательных выводов по результатам дискуссии, для уточнения или подтверждения своей позиции, а также для высказывания благодарности присутствующим за участие в полемике, за внимание к дипломнику и предмету его научных изысканий.

Для обсуждения оценок защищенных ВКР Государственная аттестационная комиссия прерывает открытое заседание и на закрытом заседании вносит и утверждает решение об оценке каждой работы путем голосования и оформляет протоколом заседания. Решение Комиссии зачитывается на продолженном открытом заседании.

При оценке выпускной квалификационной работы дополнительно должны быть учтены качество сообщения, отражающего основные моменты выпускной квалификационной работы, и ответов выпускника на вопросы, заданные по теме его выпускной квалификационной работы.

Для определения качества выпускной квалификационной работы предлагаются следующие показатели ее оценки:

- соответствие темы исследования направлению и специальности «социальная работа», требованиям общепрофессиональной (специальной) подготовки;

- практическая актуальность для решения общих организационно-управленческих, исследовательских задач учреждений, органов и организаций системы социальной работы, реализации технологических проблем работы с разными группами населения в системе социальной работы;

- достоверность и объективность квалификационной работы, использование научных результатов отечественных и зарубежных исследователей, собственных исследований, реального опыта и социологических исследований системы социальной работы; логические аргументы; апробация в среде специалистов, практиков, преподавателей, исследователей и т.п. в области социальной работы;

- соответствие сформулированным целям и задачам, анализ опыта технологии социальной работы;

- возможность использования результатов в профессиональной практике;

- профессиональная компетентность, умение систематизировать и обобщать факты и достижения конкретной работы, самостоятельно решать типовые задачи в области социальной работы, нестандартные задачи в области социальной работы с использованием научного подхода;

- социально-гуманистическая направленность, содействие утверждению общечеловеческих принципов, норм и идеалов, гуманистическому развитию общества и позитивной социализации и/или ресоциализации человека;

- использование современных информационных технологий, способность применять в работе математические методы и вычислительную технику;

- структура работы и культура ее оформления, последовательность, логичность, завершенность изложения, наличие научно-справочного аппарата, стиль изложения.