5.1. Цитирование
В научных исследованиях для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Цитата – часть текста, заимствованная из какого-либо произведения без изменений и использованная в другом тексте, чаще всего с указанием на источник, из которого она взята.
К типичным ошибкам, которые встречаются в научных работах студентов при цитировании, можно отнести неразборчивое цитирование, недобросовестное цитирование и чрезмерное цитирование.
Неразборчивое цитирование – ссылка дается на устаревший или неавторитетный источник, на работу, к которой освещаемый вопрос имеет самое отдаленное отношение или проблема, затронутая в ней, еще не решена или только выдвинута.
Недобросовестное цитирование – искажение цитируемого материала, искусственное привлечение цитат, необоснованный обрыв фраз или выражений в цитируемом материале.
Чрезмерное цитирование одного источника создает впечатление неумения своими словами сжато пересказать мысли другого автора. Чрезмерное цитирование разных авторов создает впечатление компилятивности работы.
Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие.
1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».
2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования автор работы может быть заподозрен в плагиате, то есть краже чужой интеллектуальной собственности.
4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.
5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает научную ценность излагаемого в работе.
6. Если необходимо выразить отношение автора работы (проекта) к отдельным словам или мыслям цитируемого текста, то после них ставят восклицательный знак или знак вопроса, которые заключают в круглые скобки.
7. Если автор работы (проекта), приводя цитату, выделяет в ней некоторые слова, он должен это специально оговорить, т.е. после поясняющего текста ставится точка, затем указываются инициалы автора работы, а весь текст заключается в круглые скобки. Вариантами таких оговорок являются следующие: (разрядка наша. – А. М.), (подчеркнуто мною. – А. М.), (курсив наш. – А. М.).
Инициалы автора ставятся также и после пояснения, введенного в текст цитаты, если без него взятая вне контекста цитата непонятна. В приводимом ниже примере это выглядит так:
«Она (рекомендательная библиография. – А. М.) в противоположность другим основным видам библиографии отличается ярко выраженным педагогическим характером».
8. Законодательные и ведомственные акты цитируются по официальным изданиям.
9. Цитирование классических произведений художественной литературы осуществляется по наиболее авторитетным изданиям Собраний сочинений, Полных собраний сочинений, в которых выполнена научная публикация художественных произведений. В случае необходимости, обусловленной темой письменной работы (например, в публикациях от издания к изданию автором изменялся текст произведения, а в Собрании сочинений не все варианты текста приведены), можно использовать первые (прижизненные) публикации таких произведений. Вообще же выбор того или иного издания из нескольких существующих для использования в работе должно оговариваться автором работы.
При оформлении цитат следует знать правила, связанные с написанием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.
Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора работы (проекта).
Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающих кавычек ставят отточие. Здесь возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после точки, например: Еще Г. В. Плеханов в свое время отмечал: «Всё изменение отношений производства есть изменение отношений, существующих между людьми».
Второй вариант: цитата начинается со строчной буквы, если цитата вводится в середину авторского предложения неполностью (опущены первые слова), например: С. И. Вавилов требовал «...всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг».
Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: М. Горький писал, что «в простоте слова – самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
- Федеральное агентство по образованию
- Содержание
- Введение
- 1. Общие положения
- 2. Порядок выполнения курсовых и дипломных работ (проектов)
- 2.1. Выбор и утверждение темы исследования
- 2.2. Разработка задания на выполнение вкр
- 2.3. План-график выполнения вкр
- 2.4. Сбор материала и этапы осуществления курсовой и дипломной работы (проекта)
- 3. Структура курсовых и дипломных работ (проектов)
- 3.1. План работы (проекта)
- 3.2. Понятийный аппарат введения
- 3.3. Основная часть работы (проекта)
- 3.4. Заключение
- 3.5. Список использованных источников и литературы. Правила оформления
- 3.6. Приложения
- 3.7. Автореферат
- 4. Требования к содержанию текстовой части курсовых и дипломных работ (проектов)
- 4.1. Текст работы (проекта)
- 4.2. Оформление таблиц
- 4.3. Оформление иллюстраций и формул
- 5. Научно-справочный аппарат курсовЫх и дипломнЫх работ (проектОв)
- 5.1. Цитирование
- 5.2. Ссылки и сноски
- 5.2.1. Ссылки на структурные элементы и фрагменты текста
- 5.2.2. Ссылки на документы (библиографические ссылки)
- 5.3. Правила оформления библиографических записей в списке использованных источников и литературы
- 5.4. Последовательность и правила описания отдельных элементов библиографического описания
- 2. Область заглавия и сведений об ответственности
- Заглавие
- Сведения об ответственности за издание
- 3. Область специфических сведений
- 4. Область издания
- 5. Область выходных данных
- 6. Область физической характеристики
- 7. Область серии
- Многотомные издания
- Описание сериального издания
- Описание составной части произведения (аналитическое описание)
- Описание рецензий
- Описание диссертаций и авторефератов
- Описание депонированных работ
- Описание электронных ресурсов
- Описание архивных документов
- 6.Требования к оформлению текстовой и графической части курсовых и дипломных работ (проектов)
- 6.1. Оформление текстовой части
- 6.2. Оформление графической части
- 7. Порядок защиты курсовых и дипломных работ (проектов)
- 7.1. Порядок защиты курсовых работ (проектов)
- 7.2. Порядок защиты дипломных работ (проектов)
- Список использованных источников и литературы
- II. Литература
- III. Справочные и информационные издания
- Приложения
- Список примерных тем курсовых работ (проектов) по дисциплине «Теория социальной работы»
- Список примерных тем курсовых работ (проектов) по дисциплине «Технология социальной работы»
- Примерный список тем курсовых работ (проектов) по дисциплинам специализации
- Примерная тематика выпускных квалификационных работ
- Основная литература для курсового и дипломного проектирования
- Образец заявления об утверждении темы
- Образец листа контроля курсовой работы (проекта)
- Образец задания на выпускную квалификационную работу
- З а д а н и е
- Приложение 10 Образец примерного плана работы над выпускной квалификационной работой
- Список образовательных сайтов и сайтов государственных органов власти Республики Татарстан
- Образец титульного листа курсовой работы (проекта)
- Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
- Приложение 13
- 200 Г.
- Образец аннотации выпускной квалификационной работы Аннотация
- Структура аннотации и основные клише, используемые при составлении аннотации вкр
- Образец оглавления курсовой и дипломной работы (проекта)
- Вариант примерного порядка расположения материалов в списке использованных источников и литературы
- Образец выполнения титульного листа автореферата выпускной квалификационной работы
- Социальная работа в Татарстане (1991-2006 гг.)
- Композиция и основные клише, используемые при составлении реферата выпускной квалификационной работы
- Приложение 22 Образец отзыва научного руководителя на курсовую работу (проект)
- Образец рецензии на курсовую работу (проект)
- Список конструкций для написания рецензии и отзыва на курсовую и дипломную работу (проект)
- Список глаголов, употребляющихся при аннотировании, реферировании и рецензировании курсовых и дипломных работ (проектов)
- Рекомендации для публичного выступления студентов при защите курсовых и дипломных работ (проектов)
- I. Одиннадцать принципов построения выступления
- II. Восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении
- III. Семь способов, чтобы улучшить ваш голос
- IV. Одиннадцать советов, как написать и прочитать подготовленную речь
- V. Семь способов организации выступления
- VI. Восемь советов, как придумать привлекательное название выступлению
- VII. Шесть способов сделать речь еще более воздействующей на аудиторию
- Образец отзыва на выпускную квалификационную работу
- Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы (проекта)
- Образец рецензии на выпускную квалификационную работу
- Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе (проекте)
- Образец листа нормоконтроля вкр
- Морозов Андрей Викторович
- Социальная работа :
- Курсовое и дипломное проектирование :
- Учебно-методическое пособие
- 420015, Казань, к. Маркса, 68