Новое поколение ova
OVA в этот период переживают эпоху финансового кризиса. Основным видом OVA становятся мини-сериалы, от двух до семи серий продолжительностью примерно 25 минут.
В качестве значительного игрока на этом поле окончательно закрепляется студия «AIC», финансируемая крупнейшим японским концерном «Пионер» («Pioneer»). Совместно они разработали идею, проверенную на материале OVA-сериала «Тэнти – лишний», – превращение популярного OVA-сериала в ТВ-сериал при тотальном «упрощении» концепции и художественного решения сериала и переадресация ТВ-сериала более юной аудитории.
Помимо «Тэнти», эта идея была осуществлена также на материале двух фантастических OVA-сериалов: «Удивительный мир Эль Хазард» («Симпи но Сэкай Эль Хазард», 1995) и «Боевая атлетика» («Дайундокай», 1997).
Оба эти сериала принадлежат стилю «каваи» и рассчитаны, в основном, на юношескую аудиторию. Первый из них – это история приключений нескольких японских школьников и их учителя, попавших в фантастический параллельный мир средневековой культуры, наполненный магией и колдовством. Второй – это чисто фантастический сериал о девушках-спортсменках, осваивающих космические виды спорта далекого будущего Земли. Не явив никаких значительных художественных достижений, оба сериала, тем не менее, были весьма популярны и породили ТВ-сериалы, менее серьезные и более «детские».
Аналогичное превращение в ТВ-сериал ждало и сёдзё-OVA-сериал «Клуб любителей магии» («Maхоцукай Тай», 1996) режиссера Дзунити Сато – историю не особенно удачливых юных магов, сражающихся с инопланетянами.
Необычным здесь является сочетание характерно-фантастического мотива «инопланетного вторжения роботов-пришельцев», подчеркнутого активным использованием для их изображения компьютерной графики, и мистической эстетики «махо-сёдзё» аниме, выражающейся совершенным иным графическим стилем.
Различие было настолько разительно, что многие неяпонские фэны аниме, видевшие только заставку сериала, были убеждены, что произошла ошибка и им показывают заставки двух разных сериалов. Тем не менее, доминантой сериала были, все же, романтические отношения главных героев – членов школьного клуба любителей магии.
Из фантастических и киберпанк-OVA упомянем два – сериал все той же студии «AIC» «Армитаж III» («Armitage III», 1995) – классический киберпанк, вновь поднимающий философский вопрос о возможности существования человеческой в теле робота, и фантастический OVA-сериал «Могучая Бёрди» («Тэцуван Бёрди», 1996) режиссера Ёсиаки Кавадзирии студии «Мэдхаус» по мотивам манги Масами Юки – историю жизни простого японского парня, в тело которого вселилась агент Галактической Полиции, борющаяся с незаконно проникшими на Землю пришельцами. И теперь бедняга периодически превращается в девушку-киборга, использующую их общее тело для своих полицейских целей…
Впрочем, сериал в большей степени пародиен, чем серьезен, и авторов больше интересуют психологические трудности совмещения двух разнополых личностей в одном теле, чем само расследование.
Из фэнтэзи-OVA стоит назвать односерийный OVA «Принцесса Минерва» («Princess Minerva», 1995) – пародию на классические «феминистские» фэнтэзи о героических принцессах-воинах.
Из аниме, посвященного обычной японской жизни, укажем на сериал «Золотой парень» («Golden Boy», 1995) по мотивам манги Тацуя Эгавы – относительно нетипичный «сёнэн-сериал» о приключениях молодого парня, бросившего университет накануне дня получения диплома и путешествующего по стране, осваивая различные профессии и пробуя себя на разных работах. При этом его многочисленные таланты, упорство в достижении поставленных целей, природная доброта и широта души помогают ему завоевывать сердца самых разных девушек… Жанр этого сериала можно определить как «морализаторская мелодраматическая комедия».
Еще один нетипичный OAV-сериал – это полицейский боевик «Бойцовые Киски» («Gun Smith Cats», 1995) по мотивам популярной манги Кэнъити Соноды. Необычность его в том, что действие в нем происходит в Чикаго, и среди персонажей нет ни одного японца.
Поэтому главная героиня – профессиональный «охотник за головами» (так в США называются частные детективы, разыскивающие на коммерческой основе преступников, за поимку которых объявлено вознаграждение) Ралли Винсент не обязана в своем поведении следовать канонам «правильного» поведения для японской девушки.
Перенос действия в Америку также позволил автору, влюбленному в оружие, показать эту часть боевика во всей красе – японская полиция очень редко пользуется огнестрельным оружием. А персонажи сериала используют целый арсенал вооружения, тщательно воспроизведенного в соответствии с лучшими образцами современной полицейской техники.
Наконец, из аниме по мотивам компьютерных игр нельзя не отметить OAV-сериал студии «Мэдхаус» «Охотники на вампиров» («Vampire Hunter», 1997), созданный по мотивам одноименной игры для приставки «Сони Плейстейшн» («Sony Playstation»). Сюжетная особенность этой игры и сериала заключалась в том, что все их главные герои в той или иной форме представляли различные силы Зла. И их сражения друг с другом были лишь формой конкуренции между воинами Зла, но не борьбой Добра со Злом.
Отметим, что, несмотря на высокое качество графики, сериалу не удалось выйти за рамки «приложения к игре», предназначенного почти исключительно для ее ценителей, желающих увидеть, как действуют их любимые персонажи, когда ими не управляет человек.
- Борис Федорович Иванов Введение в японскую анимацию Предисловие
- Необходимые примечания
- Введение
- Древняя Япония Бытовая культура
- Синтоизм
- Появление письменности
- Буддизм
- Ранняя японская эстетика
- Период междоусобиц
- Эпоха Эдо
- Заключение
- Новая Япония (1853-1959) Пришествие европейской культуры
- Появление аниме
- Манга в 1920-е годы
- Аниме 1920-х годов
- Времена милитаризма
- Вторая Мировая война
- Оккупация Японии
- Возвращение к мирной жизни
- Расцвет манги
- Заключение
- Новая японская анимация (1960-1970) Тэдзука и появление аниме
- Первые сёнэн-сериалы
- Рождение сёдзё-аниме
- Аниме конца 1960-х
- Заключение
- Классика 1970-х (1970-1979) Эпоха телевидения
- «Девочки-волшебницы»
- «Большие роботы» и доблестные юноши
- Не столь «правильные герои»
- Детские фильмы и сериалы
- Подведение итогов
- Начало «Золотого Века» (1980-1985) Новое поколение зрителей
- «Космические оперы» и немного музыки
- Развитие фантастической комедии
- Новый формат – видео-аниме
- Полнометражная анимация
- Прочие достижения
- Отаку входят в игру (1986-1989) Введение
- Развитие полнометражного аниме
- К вопросу об отаку
- Видео и Киберпанк
- Значительные сериалы
- Простая японская жизнь
- Немного о сексе
- Другие достижения
- Аниме 1990-х (1990-1994) Новые стилистические нюансы
- Девушки выходят вперед
- Прелестные девушки для странных парней
- Фэнтэзи и его подъем в 1990-х
- Киберпанк
- Аниме по играм
- Мистика и история
- Прочие достижения
- Новые шедевры (1995-1997) Введение
- Сериалы «не для всех»
- Сёдзё-аниме
- Новое поколение ova
- Полнометражные шедевры
- Детские сериалы
- Заключение
- Основные виды и жанры аниме Введение
- Половое и возрастное деление аниме
- Кодомо-аниме
- Сёнэн-аниме
- Сёдзё-аниме
- Особенности графики аниме
- Заключение
- Приложения Используемая терминология
- Транскрибирование японского языка Определения
- Правила преобразования
- Хэпберновская система
- Обозначение долготы гласного
- К вопросу о неправильной транскрипции
- Герои японских мифов Персоналии
- Мифологические существа
- Животные-оборотни (Хэнгэёкай)
- Краткие биографии
- Ёситака Амано
- Хидэаки Анно
- Юу Ватасэ
- Студия «гайнакс»
- Студия «Гибли»
- Братья Ёсида
- Риёко Икэда
- Кунихико Икухара
- Студия «Продакшн и.Г.» – инг
- Сётаро Исиномори
- Ёко Канно
- Группа «кламп»
- Лэйдзи Мацумото
- Хаяо Миядзаки
- Студия «Мэдхаус»
- Го Нагай
- Мамору Осии
- Кацухиро Отомо
- Ринтаро
- Масамунэ Сиро
- Румико Такахаси
- Исао Такахата
- Наоко Такэути
- Студия «Тацуноко»
- Осаму Тэдзука
- Акира Торияма
- Мэгуми Хаясибара