2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества
Существует множество концепций, пытающихся объяснить, почему в истории все происходило так, а не иначе. Основными из них традиционно считаются “цивилизационная” (авторы - Тойнби, Данилевский) и “формационная” (знаменитая “пятичленка” Маркса). Первая из них кладет в основу развития человеческого общества социокультурные типы, а вторая - производственно-хозяйственные отношения.
Философы-авторы концепции “информационного (постиндустриального) общества” так и не пришли к единому мнению о том, что первично в их исторической концепции - духовная либо материальная сфера. Это доказывают цитаты из Тоффлера и Ясперса. Основное различие между взглядами Тоффлера и Ясперса заключается в том, что если последний считает началом перехода к новой цивилизации изменившееся сознание людей, то первый полагает моментом наступления новой “волны” изменившееся бытие человека и среду его обитания.
Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:
история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”;
разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию);
переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей;
завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем, является “информационное общество”.
Таким образом, можно заметить, что по своей сути концепция развития истории у авторов “информационного общества” гораздо ближе к “формационной” теории, чем может показаться на первый взгляд. Основное сходство заключается в примате материальной сферы бытия над духовной (за исключением Ясперса как философа техники), а основное различие - в периодизации (если Маркс делил по принципу сформировавшихся классов, но цитированные авторы рассматривают, как уже говорилось, основу производственных отношений).
- 1. Представления об обществе в древнем мире
- 2. Эпоха Средневековья.
- 4. Современный этап развития социологии.
- 4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.
- 4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
- 4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе к. Маркса и ф. Энгельса.
- 1. Понятие “информационного общества”
- 2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества
- 3. Культура в новом обществе
- 4. Человек в новом обществе
- 5. Проблемы нового общества
- 15) Индустриальное и постиндустриальное общество. Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
- 16) Социальные изменения как способ организации общества.
- 17) Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация.
- Социальная мобильность.
- 18) Социально – классовая структура общества.
- 19) Социальная структура общества: типы и основные элементы.
- Признаки основных социальных институтов
- 20) Понятие личности. Социологическая концепция личности.
- 21) Социальная структура личности.
- Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)
- 22) Социализация личности: понятие, формы и институты.
- 23) Причины и сущность девиантного поведения.
- 24) Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.
- 25) Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 26) Социальные институты: структура и основные функции.
- Признаки основных социальных институтов
- 27) Экономическая социология: понятие, сущность.
- 28) Семья как социальный институт и малая социальная группа.
- 29) Гражданское общество и государство.
- 30) Образование как социальный институт.
- 31) Проблемы образования в российском обществе.
- 32) Политическая система как социальный институт.
- Структура политической системы.
- Функции политической системы.
- Типологии политических систем.
- 33) Социальные нормы, их место в социальной структуре общества.
- 34) Социальная сущность, структура и функции семьи.
- 35) Социальные статусы и роли личности.
- 36) Социальная мобильность.
- 37) Социальное неравенство: сущность и виды.
- 38) Социальный контроль: формы и виды.
- 39) Основные теории социального взаимодействия.
- Концепция символического интеракционизма
- 41) Модернизация: понятие и основные виды.
- 42) Социальные организации и движения: понятие, типы, динамика существования.
- 43) Социальная деятельность: понятие и виды.
- 44) Социокультурное взаимодействие: сущность, структура, формы, субъекты и виды.
- 45) Культура как система ценностей и социальный институт.
- 47) Понятие, классификация социальных групп и общностей.
- 48) Социальная организация: методы и стили руководства.
- 49) Малая социальная группа: сущность и типология.
- 50) Социальные конфликты: понятие, типы и способы разрешения.
- 51) Мировое сообщество: понятие и сущность.
- 52) Понятие и сущность глобальных проблем современности.
- 53) Место России в мировом сообществе.
- 54) Критерии общественного прогресса.
- 55) Современная Россия и мировая социокультурная динамика.
- 56) Программа социологического исследования.
- 57) Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
- 58) Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.
- 59) Социологические методы изучения объективной реальности.
- 60) Виды прикладных социологических исследований.