33) Социальные нормы, их место в социальной структуре общества.
Норма определяется как
1) усреднённое значение чего-либо,
2) как наиболее распространённый, среднестатистический вариант протекания процесса, деятельности,
3) как идеальный, желаемый вариант.
Именно через процесс формирования и функционирования социальных норм передаётся накопленный поколениями опыт и осуществляется социальный контроль.
Норма – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми (ролями в группе).
Другими словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы – к поведению всех членов группы.
Итак, человек не мыслим без общения, а всякое общение предполагает «набор правил», на основе которых и вырабатываются социальные нормы, в своей совокупности образующие систему социальных норм общества.
Наличие и необходимость социального взаимодействия уже предполагает потребность в наличии неких правил этого взаимодействия.
Т.е. социальные нормы – естественны, они естественно присущи обществу и каждому индивиду в отдельности. Следование социальным нормам не представляет собой формы подавления индивидуальной свободы, наоборот, следуя социальным нормам, человек может реализовывать свою индивидуальную свободу, в силу того, что он живёт в обществе.
Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из нормативных требований как из элементов. Например, нормативное требование, распространённое в учебной группе может гласить: «Со студентами следует быть достаточно строгим». Соответственно, одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обязательно будут входить требования, предъявляемые другими социальными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).
Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привыкли к ним, что считают нормативное поведение вполне естественным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоятельно. Однако, если сравнить разные общества, то мы увидим, что нормы одного общества не совпадают с нормами другого, а иногда даже противоречат им.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:
Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.
1. Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.
2. Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы». Примерами могут быть дорожные знаки.
3. Формальные нормы. Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример: соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.
4. Неформальные нормы. Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.
5. Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.
6. Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.
В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.
Когда социологи говорят, что человек или группа придерживаются определённых социальных норм, то используют слово «конформизм».
Конформизм – это стремление индивида (группы) соответствовать нормам доминантной или референтной группы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Представления об обществе в древнем мире
- 2. Эпоха Средневековья.
- 4. Современный этап развития социологии.
- 4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.
- 4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
- 4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе к. Маркса и ф. Энгельса.
- 1. Понятие “информационного общества”
- 2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества
- 3. Культура в новом обществе
- 4. Человек в новом обществе
- 5. Проблемы нового общества
- 15) Индустриальное и постиндустриальное общество. Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
- 16) Социальные изменения как способ организации общества.
- 17) Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация.
- Социальная мобильность.
- 18) Социально – классовая структура общества.
- 19) Социальная структура общества: типы и основные элементы.
- Признаки основных социальных институтов
- 20) Понятие личности. Социологическая концепция личности.
- 21) Социальная структура личности.
- Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)
- 22) Социализация личности: понятие, формы и институты.
- 23) Причины и сущность девиантного поведения.
- 24) Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.
- 25) Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 26) Социальные институты: структура и основные функции.
- Признаки основных социальных институтов
- 27) Экономическая социология: понятие, сущность.
- 28) Семья как социальный институт и малая социальная группа.
- 29) Гражданское общество и государство.
- 30) Образование как социальный институт.
- 31) Проблемы образования в российском обществе.
- 32) Политическая система как социальный институт.
- Структура политической системы.
- Функции политической системы.
- Типологии политических систем.
- 33) Социальные нормы, их место в социальной структуре общества.
- 34) Социальная сущность, структура и функции семьи.
- 35) Социальные статусы и роли личности.
- 36) Социальная мобильность.
- 37) Социальное неравенство: сущность и виды.
- 38) Социальный контроль: формы и виды.
- 39) Основные теории социального взаимодействия.
- Концепция символического интеракционизма
- 41) Модернизация: понятие и основные виды.
- 42) Социальные организации и движения: понятие, типы, динамика существования.
- 43) Социальная деятельность: понятие и виды.
- 44) Социокультурное взаимодействие: сущность, структура, формы, субъекты и виды.
- 45) Культура как система ценностей и социальный институт.
- 47) Понятие, классификация социальных групп и общностей.
- 48) Социальная организация: методы и стили руководства.
- 49) Малая социальная группа: сущность и типология.
- 50) Социальные конфликты: понятие, типы и способы разрешения.
- 51) Мировое сообщество: понятие и сущность.
- 52) Понятие и сущность глобальных проблем современности.
- 53) Место России в мировом сообществе.
- 54) Критерии общественного прогресса.
- 55) Современная Россия и мировая социокультурная динамика.
- 56) Программа социологического исследования.
- 57) Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
- 58) Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.
- 59) Социологические методы изучения объективной реальности.
- 60) Виды прикладных социологических исследований.