20) Понятие личности. Социологическая концепция личности.
Человек – это основной элемент социальной структуры, без которого не может быть ни социальных взаимодействий, ни социальных общностей, ни социальных институтов.
Проблемы человека и личности являются в системе современного социологического знания одними из важнейших. Разумеется, у социологии нет монополии ни изучению и интерпретацию данных проблем (различные науки, религия, искусство, художественная литература).
Не касаясь специально проблем человека в искусстве и религии, обратимся к сфере научного знания. Обращаясь к проблеме человека, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, что способствует их взаимообогащению. И раскрыть богатство понимания вопросов, связанных с «человеком» возможно только на основе целого ряда категорий, таких как, «человек», «индивид» или «индивидуальность», «личность».
Человек отображает общие черты, свойственные человеческому роду. Оно (понятие) включает и биологическую, и социальную характеристики.
Индивид – это отдельный человек, единица человеческого рода, выполняющий характерные признаки целого рода. Понятие «индивидуальность» означает то особенное, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других (включая как унаследованные, так и выработанные особенности).
Личность представляет собой устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития.
Это понятие акцентирует внимание на определённой целостности его внутренних соц-псих. качеств, характеризующих особенности его субъективного отношениях к миру. Именно эта сторона отображена в термине германских и романских языков «persona», т.е. роль, которую индивид должен играть в «социальной драме».
В социологии понятие личности используется в двух значениях:
Во-первых, личность – это нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам (стереотип поведения: коллективизм, деловитость, весёлый нрав и т.п.).
Во-вторых, личность – это член социальной группы, общества, коллектива, т.е. посредством своей деятельности, включённый в различные виды социальных систем.
Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.
В работах Ч.Х.Кули (1864-1929),Дж.Мида (1863-1931)нашла отражение теория зеркального "Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.
Я.Л.Морено (1892-1974),Т.Парсонс (1902-1979),Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.
Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.
В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период.
В дореволюционной период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915),П.А Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832-1893).Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842-1904),который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.
В советский период для развития теории личности и её социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петорвский, Б.Д.Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т. Фролов, В.А.Ядов и др.
К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который писал, что "изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей".
- 1. Представления об обществе в древнем мире
- 2. Эпоха Средневековья.
- 4. Современный этап развития социологии.
- 4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.
- 4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
- 4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе к. Маркса и ф. Энгельса.
- 1. Понятие “информационного общества”
- 2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества
- 3. Культура в новом обществе
- 4. Человек в новом обществе
- 5. Проблемы нового общества
- 15) Индустриальное и постиндустриальное общество. Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
- 16) Социальные изменения как способ организации общества.
- 17) Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация.
- Социальная мобильность.
- 18) Социально – классовая структура общества.
- 19) Социальная структура общества: типы и основные элементы.
- Признаки основных социальных институтов
- 20) Понятие личности. Социологическая концепция личности.
- 21) Социальная структура личности.
- Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)
- 22) Социализация личности: понятие, формы и институты.
- 23) Причины и сущность девиантного поведения.
- 24) Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.
- 25) Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 26) Социальные институты: структура и основные функции.
- Признаки основных социальных институтов
- 27) Экономическая социология: понятие, сущность.
- 28) Семья как социальный институт и малая социальная группа.
- 29) Гражданское общество и государство.
- 30) Образование как социальный институт.
- 31) Проблемы образования в российском обществе.
- 32) Политическая система как социальный институт.
- Структура политической системы.
- Функции политической системы.
- Типологии политических систем.
- 33) Социальные нормы, их место в социальной структуре общества.
- 34) Социальная сущность, структура и функции семьи.
- 35) Социальные статусы и роли личности.
- 36) Социальная мобильность.
- 37) Социальное неравенство: сущность и виды.
- 38) Социальный контроль: формы и виды.
- 39) Основные теории социального взаимодействия.
- Концепция символического интеракционизма
- 41) Модернизация: понятие и основные виды.
- 42) Социальные организации и движения: понятие, типы, динамика существования.
- 43) Социальная деятельность: понятие и виды.
- 44) Социокультурное взаимодействие: сущность, структура, формы, субъекты и виды.
- 45) Культура как система ценностей и социальный институт.
- 47) Понятие, классификация социальных групп и общностей.
- 48) Социальная организация: методы и стили руководства.
- 49) Малая социальная группа: сущность и типология.
- 50) Социальные конфликты: понятие, типы и способы разрешения.
- 51) Мировое сообщество: понятие и сущность.
- 52) Понятие и сущность глобальных проблем современности.
- 53) Место России в мировом сообществе.
- 54) Критерии общественного прогресса.
- 55) Современная Россия и мировая социокультурная динамика.
- 56) Программа социологического исследования.
- 57) Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
- 58) Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.
- 59) Социологические методы изучения объективной реальности.
- 60) Виды прикладных социологических исследований.