57) Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;
2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще “хороших” или “плохих” методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;
3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.
2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации: а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом; г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
Однако в большинстве случаев исследователь должен прибегать к другим методам сбора информации: наблюдению, опросу, тестированию и т.д. В социологическом исследовании под наблюдением понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.) , очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону) , групповые и индивидуальные и т.д.
Метод опроса используется в ряде случаев:
1) Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
3) Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.
4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.
Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает в себя следующие компоненты:
1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.
2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.
3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.
Завершается эмпирическое социологическое исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.
- 1. Представления об обществе в древнем мире
- 2. Эпоха Средневековья.
- 4. Современный этап развития социологии.
- 4.1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.
- 4.3. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология»
- 4.4. Основные принципы материалистического учения об обществе к. Маркса и ф. Энгельса.
- 1. Понятие “информационного общества”
- 2. Исторические этапы развития и формирования информационного общества
- 3. Культура в новом обществе
- 4. Человек в новом обществе
- 5. Проблемы нового общества
- 15) Индустриальное и постиндустриальное общество. Индустриальное общество
- Постиндустриальное общество
- 16) Социальные изменения как способ организации общества.
- 17) Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация.
- Социальная мобильность.
- 18) Социально – классовая структура общества.
- 19) Социальная структура общества: типы и основные элементы.
- Признаки основных социальных институтов
- 20) Понятие личности. Социологическая концепция личности.
- 21) Социальная структура личности.
- Биологический компонент - то, что передаётся на биологическом уровне, физиологические параметры человека (здоровость / нездоровость)
- 22) Социализация личности: понятие, формы и институты.
- 23) Причины и сущность девиантного поведения.
- 24) Социальные и нравственные проблемы формирования личности в российской семье.
- 25) Личность как объект и субъект общественных отношений.
- 26) Социальные институты: структура и основные функции.
- Признаки основных социальных институтов
- 27) Экономическая социология: понятие, сущность.
- 28) Семья как социальный институт и малая социальная группа.
- 29) Гражданское общество и государство.
- 30) Образование как социальный институт.
- 31) Проблемы образования в российском обществе.
- 32) Политическая система как социальный институт.
- Структура политической системы.
- Функции политической системы.
- Типологии политических систем.
- 33) Социальные нормы, их место в социальной структуре общества.
- 34) Социальная сущность, структура и функции семьи.
- 35) Социальные статусы и роли личности.
- 36) Социальная мобильность.
- 37) Социальное неравенство: сущность и виды.
- 38) Социальный контроль: формы и виды.
- 39) Основные теории социального взаимодействия.
- Концепция символического интеракционизма
- 41) Модернизация: понятие и основные виды.
- 42) Социальные организации и движения: понятие, типы, динамика существования.
- 43) Социальная деятельность: понятие и виды.
- 44) Социокультурное взаимодействие: сущность, структура, формы, субъекты и виды.
- 45) Культура как система ценностей и социальный институт.
- 47) Понятие, классификация социальных групп и общностей.
- 48) Социальная организация: методы и стили руководства.
- 49) Малая социальная группа: сущность и типология.
- 50) Социальные конфликты: понятие, типы и способы разрешения.
- 51) Мировое сообщество: понятие и сущность.
- 52) Понятие и сущность глобальных проблем современности.
- 53) Место России в мировом сообществе.
- 54) Критерии общественного прогресса.
- 55) Современная Россия и мировая социокультурная динамика.
- 56) Программа социологического исследования.
- 57) Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.
- 58) Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.
- 59) Социологические методы изучения объективной реальности.
- 60) Виды прикладных социологических исследований.