Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
Под социальной справедливостью следует понимать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов и детей без родителей, свободный доступ граждан к образованию, здравоохранению, культуре, спорту и т.д. В рыночной экономике конкуренция заставляет предпринимателя направлять свои усилия на удовлетворение запросов общества. Но она отнюдь не препятствует обогащению удачливого предпринимателя, если он верно улавливает требования рынка. Это создаёт сильную мотивацию предпринимательской деятельности, способствует прогрессу экономики. Но одновременно тем самым рыночная система поощряет социальную несправедливость общества. В руках собственников ресурсов происходит сосредоточение экономической власти. Напротив, значительная часть населения лишена собственности на производственные ресурсы, что порождает её экономическую зависимость. Неслучайно в обществе одни выступают как работодатели, а другие - как наёмные работники. Происходит дифференциация доходов, имущественное расслоение, обогащение одних и обнищание других. Другими словами, автоматически сама по себе рыночная система не обеспечивает социальной справедливости.
Возможности реализации принципа социальной справедливости в каждой стране на определённом этапе её развития определяются фактическим состоянием экономики. Социальная справедливость может быть достигнута только при высоких темпах экономического роста, создающего финансовые возможности решения социальных проблем не только государством, но и другими субъектами. Высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, поддержание на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения - необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости. Наряду с понятием социальной справедливости существует и понятие социального равенства. Социальное равенство - это создание относительно равных условий для всестороннего развития каждого человека и его способностей к труду, поддержание предельно допустимых различий в доходах населения, равная ответственность всех граждан перед законами страны, независимо от личного богатства и занимаемой должности. Реализация принципа социального равенства отвечает экономическим интересам как каждого человека, так и общества в целом. Создавая условия для нормального развития каждого человека, государство умножает экономическую отдачу всего населения страны и увеличивает за счёт этого социальные вложения в каждого человека.
Социальная функция рыночной экономики является ограниченной, что требует её расширения на макроуровне социальной деятельностью государства, а на микроуровне - социальной деятельностью других экономических субъектов (предприятий и организаций), различных негосударственных организаций (профсоюзов, фондов, а также общественных, религиозных и благотворительных организаций). Рыночная экономика деформирует принципы социальной справедливости и социального равенства.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.