Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
Основные направления в развитии классической социологии сформировались в конце XIX — начале XX в.
Огюст Конт (1798-1857) — французский мыслитель, считается родоначальником социологии и основателем позитивистского направления в науке. Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Одним из значимых достижений Конта является то, что он осуществил классификацию наук и их методов. И в этой «всеобщей классификации наук» социология поставлена на самую вершину пирамиды как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. Конт выделил четыре метода социологии, с помощью которых будет собираться информация о социальных явлениях: наблюдение. эксперимент. сравнение и метод исторического анализа. При этом наблюдение он считал главным методом, требующим точности, надежности использования математических замеров изменения социальных объектов.
Социологию Конт делит на два раздела: социальную статику, призванную изучать строение общества, его структурные элементы, и социальную динамику, раскрывающую законы развития социума.
По мнению Конта. подлинным социологическим элементом является семья, выступающая посредником между индивидом и обществом. А для поддержания порядка и прогресса в обществе необходима солидарность, которая подразумевает:
осознание обществом самого себя как единого целого;
дисциплину и ответственность;
профессиональное управление во всех сферах;
сотрудничество всех социальных групп.
Социальный прогресс ученый понимал как развитие по восходящей линии, где первичными факторами прогресса выступают духовное и умственное развитие человека, а вторичными — климат, раса, продолжительность жизни.
Используя метод исторического сравнения, Конт сформулировал основной закон общественного развития - закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий.
Первая, теологическая, стадия охватывает древность и раннее Средневековье вплоть до XIII в., когда в обществе господствовало религиозное мировоззрение. Вторая, метафизическая, стадия включает период с XIV до XVIII в., на протяжении которого люди воспринимали все вокруг себя, в том числе и общество, скорее как естественное явление, чем сверхъестественное. Третья, позитивная, стадия берет начало в XIX в. и связана с расцветом науки, культуры, промышленности, развитием общественной жизни. В этот период обществу требовалась новая идеология, выполняющая интегрирующую роль. Так появляется научная позитивная философия — социология.
Наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие подходы в объяснении процессов, происходящих в обществе. Одной их них была биологическая концепция Г. Спенсера.
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский ученый, которого считают основателем органической школы в социологии. Его главное социологическое произведение — трехтомный труд «Основания социологии». Суть органической теории Спенсера состоит в том, что он рассматривай общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Экономическая жизнь в обществе, но мнению ученого, подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т.д. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции. Изменения в структуре общества не могут происходить без изменения его функций. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции», основными элементами которого являются переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация).
Закон социального развития рассматривался Спенсером как закон выживания наиболее приспособленных индивидов, где селекция должна осуществляться через экономическую конкуренцию. Такая позиция ученого, согласно которой от наименее приспособленных индивидов в обществе полезно избавляться, получила название «социальный дарвинизм».
Спенсер также ввел в оборот понятия «военное общество» и «индустриальное общество». Военные общества имеют единые системы веры, а кооперация между индивидами происходит посредством насилия и принуждения, в результате чего индивиды существуют для государства. Индустриальные общества, напротив, характеризуются многообразием веры и добровольной кооперацией индивидов, здесь государство существует для людей.
Спенсер выделил и описал главные разновидности социальных институтов как важнейших подсистем общества, обеспечивающих его существование. Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций его элементов. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего впоследствии широкое распространение в социологии.
В этот же период возникло материалистическое направление в социологии, связанное с именами Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). В основе этого учения лежит диалектико- материалистическое понимание исторического процесса. Главными произведениями классиков являются: «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Капитал», «Критика политической экономии» и др. Определяющее влияние на общественную жизнь, по мнению Маркса и Энгельса, оказывает способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. В общественной жизни люди неизбежно вступают в определенные, от их воли не зависящие отношения. - производственные. Совокупность этих отношений составляет экономическую структуру общества — реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и соответствующие ему определенные формы общественного сознания. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот — их общественное бытие определяет их сознание.
Основатели материалистической концепции ввели в науку понимание формационного развития общества, создали типологию обществ. классифицируя их по общественно-экономическим формациям, где главным критерием выступал тип господствующих в нем производственных отношений. Согласно теории марксизма развитие общества представляет собой поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.
Маркс и Энгельс разработали также концепцию социального конфликта, рассматривая его в качестве источника общественного прогресса. Показав положительную роль социального конфликта в жизни общества, они заложили основы конфликтологического направления в социологии.
В рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между эксплуататорскими классами. При этом класс, являющийся собственником средств производства (буржуазия), подчиняет класс, не имеющий собственности (пролетариат), а взаимное отрицание классовых интересов разрешается с помощью революции. По Марксу, социальная революция является двигателем человеческой истории.
Отмечая вклад марксистской теории в развитие социологической мысли, нельзя не указать и на ее слабые стороны. Одним из серьезных недостатков марксизма, по мнению большинства социологов, следует считать присущий ему экономический детерминизм, при котором игнорировалась роль культурных и духовных факторов в жизни общества. Также к существенным недостаткам относят преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе. Вместе с тем многие рациональные, ценные идеи Маркса и Энгельса были взяты на вооружение такими крупными социологами, как Э. Дюркгейм и М. Вебер. В целом же марксизм оказал существенное влияние на развитие целого ряда школ и направлений современной социологии.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы, автор таких фундаментальных трудов, как: «Оразделении общественного труда», «Правила социологического метода». «Самоубийство: социологический аспект». Дюркгейма называют пионером практической социологии. Большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества, вопросов социального порядка и социальной дезинтеграции. Дюркгейм считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, образующие социальную реальность. Под социальными фактами он понимал привычки, обычаи, традиции, правила поведения. И поскольку социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. По мнению ученого, социальные факты следует рассматривать как «веши», подобно вещам в природе. Его методологии присущи две особенности: I) натурализм - понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм - утверждение специфичности социальной реальности.
Центральной темой научного творчества Дюркгейма стала проблема социальной солидарности, которая сплачивает и объединяет людей, выступает как высшая моральная ценность. Ученый выделил два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, по его мнению, присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности, господстве коллективного сознания. Органическая солидарность свойственна сложным. развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее коллективное сознание сменяется новым коллективным сознанием, которое становится более светским, рационалистическим. Переход от механической солидарности к органической. согласно Дюркгейму, есть общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда.
Важным направлением в творчестве Дюркгейма было исследование им социального феномена самоубийства. В работе «Самоубийство» автор на основании фактического материала приходит к выводу, что основным мотивом самоубийства следует считать социальный фактор, а не психопатические, расовые и космические причины, как утверждалось в тот период. Дюркгейм впервые ввел в научный оборот термин «аномия» (беззаконие), с помощью которого он обозначил такое состояние общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не утвердились. Такие явления характерны для переходных, кризисных периодов общественного развития и сопровождаются возрастанием социальной дезорганизации. Эта теория и в наши дни не потеряла своей ценности и актуальности.
Заслуга Дюркгейма состоит в том, что он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал общую теорию и методологию социологическою исследования, а также конкретные методы, правила и процедуры их проведения.
Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий социолог, сыгравший существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Социология», «Философия денег», «Философия культуры». В истории социологии Зиммель известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитившей многие существующие положения современной теоретической социологии. Он внес большой вклад в изучение ряда важных отраслей социологии — социальных конфликтов, феномена моды, городского образа жизни и др. Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой ведущую роль играют «формы социации». В работе «Философия денег» ученый провел глубокий анализ влияния денежных отношений и разделения труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда. Категория денег послужила Г. Зиммелю тем увеличительным стеклом, благодаря которому удалось лучше рассмотреть скрытые механизмы социальной жизни, общественный труд в его нормальных и патологических формах.
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, создатель «понимающей» социологии и теории социального действия. Его основные труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и др.
Свою социологию Вебер назвал «понимающей», поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «понять» и «объяснить» их социальные действия. Именно социальные действия он выделял в качестве предмета социологии. Социальные действия выражаются в поступках людей, ориентированных на достижение тех или иных осознанных или неосознанных действий.
Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий и в целом всех сторон жизни. Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности находит в правовом государстве, которое функционирует на основе целерациональных и ценностно-рациональных взаимодействий управляющих и управляемых.
Габриель Тард (1843-1904) — французский социолог, разработал теорию подражания, согласно которой элементарным социальным отношением является передача или попытка передачи верований и желаний. Его основные труды: «Законы подражания», «Социальные законы», «Личность и толпа». По мнению Тарда, социальное - это просто коллективное психическое. Интересную трактовку дает ученый понятиям «толпа» и «публика». Толпа — это совокупность людей с преимущественно физическим контактом между собой, а публика — совокупность, объединяемая духовными контактами.
Густав Лебон (1841 -1931) — французский социолог, обратил внимание на феномен толпы, когда разумное критическое начало, воплощенное в личности. подавляется иррациональным сознанием. Современную ему эпоху он определил как эру «толпы». Всемирную известность ему принесла книга «Психология толп» (именно «толп», а не «масс» — как в русском переводе). Актуальность появления этого труда он обосновывает так: «Знание психологии толп составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного чиновника — не для того, чтобы управлять, так как это уже невозможно, а чтобы не дать им слишком много воли над собой». Лебон ввел в научный оборот понятия «заражение», «внушение», «подражание» как механизмы влияния толпы и на толпу.
Фердинанд Теннис (1855-1936) — немецкий социолог, считал общественные отношения волевыми и противопоставлял общность с ее инстинктами обществу, в котором господствует разум. Теннис придавал первостепенное значение понятию «воля», которое определяет сущность и направление человеческого поведения. Так как он фактически отождествляет волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действиям осуществляется не государством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением которого является разум.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, создавший теорию психоанализа. Свои психологические представления он перенес и в социологию. По мнению Фрейда, социальное поведение человека обусловлено бессознательными сексуальными импульсами (либидо) и взаимодействием побудительных порывов, которые вызваны этими импульсами и заложены в человеческом сознании через передачу норм поведения.
Фрейд считал, что природа общества определяется борьбой инстинкта жизни (Эрос) и инстинкта смерти (Танатос), а также борьбой индивидов с существующими общественными отношениями. Эта борьба, источником которой являются сексуальные инстинкты, а также несексуальные чувства (любовь, дружба, имеющие, в конечном счете, тоже сексуальную природу), интересы (трудовые, социальные) и являются движущей силой общества.
Социологи этого направления, как и все представители субъективного подхода в социологии, на первое место ставят проблему человека. его мотивов поведения и уже исходя из его социальных связей строят социально-ролевую структуру общества, определяют движущие силы и тенденции его развития и т.д.
Географическое направление в социологии XIX в. представлено Г. Боклем (1821-1862) и Ф. Рапщелем (1844-1904). Географический детерминизм связан с попытками доказать, что ведущим фактором социальных изменений является географическая среда. Фридрих Ратцель — немецкий географ и этнограф, считается признанным патриархом направления географического детерминизма в науке и основателем политической географии конца XIX — начала XX в. Его основные труды: «Антропогеография», «Народонаселение», «Земля и жизнь». Изучая влияние природно-климатических условий на развитие народов и культур в различных географических зонах, он разработал географическую карту культурной жизни человечества, показав картину расселения народов и распространения культур. Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию, что впоследствии было использовано геополитиками (Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом).
Таким образом, в XIX — начале XX в. были заложены основы социологии, определились ее главные направления, концепции и методологические принципы. Вместе с тем теории конца XIX в. сумели подготовить почву для формирования и развития эмпирической социологии, а первая половина XX в. ознаменовалась становлением основ теоретической социологии.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.