logo
СОЦИОЛОГИЯ ВСЕ ОТВЕТЫ

23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.

Поколения, их отношения являются одной из самых важных действующих, энергетических, информационных сил развития общества. Деятельность поколения принадлежит к «формирующим общество силам». Вся история человечества может рассматриваться как смена поколений. Поколение, как и каждое социальное, относительно самостоятельное, качественное образование, реализует присущие ему функции. В отношениях поколений главным является передача (трансмиссия) культурных ценностей. Непрерывность этого процесса, преемственность сочетается с «прерывностью», скачкообразным развитием культуры. Утверждение, закрепление культурных достижений, традиций сопровождается процессами обновления, часто чреватыми конфликтами, рождением так называемой контркультуры, что особенно характерно для молодежных движений. Генеалогия, родословная — важная сторона семейных отношений. Проблемы здоровой наследственности, долголетия и бессмертия органически связаны с отношениями поколений. Далеко не полно очерченные линии воздействия отношений поколений на социальную жизнь уже свидетельствуют о многозначности понятия «поколение». Поколение — (лат. генерация) — понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структуры исторического развития общества. 1. Генерация, генеалогическое поколение характеризуется определенной длиной, при этом учитывается средний возраст до рождения ребенка: у женщин примерно 25—30 лет, у мужчин — на несколько лет больше, в среднем — 30—33 года. Родословная, «поколенная роспись», генеалогическое древо фиксируют историю рода, историю человека.2. обозначают однородную по возрасту группу людей — когорту. Совокупность сверстников образует возрастной слой населения. Это, например, юноши, прошедшие инициацию, или более широкое понятие — молодежь, или пенсионеры.3. «хронологическое поколение», с помощью которого характеризуется определенный период времени, в течение которого живет то или иное поколение,4. употребляется как духовно-символическое, объединяющее историко-культурную общность современников, жизнь которых связана с какими-либо важными историческими событиями, пронизана «духом времени», единством идейных, нравственных позиций (например, «комсомольцы 20-х годов», «поколение Великой Отечественной войны»). Конфликтность в отношениях поколений определяется типом воспитания «самодовольных недорослей», для которых является врожденным ощущение легкости и обильности жизни, лишенной всяких ограничений. От того, каковы позиции Молодежи, каков его духовный облик, зависит социальное развитие. Энергия, мировоззрение, нравственное здоровье молодых определяют судьбу, будущее народа. История общества практически на всех своих этапах полна самыми противоположными оценками молодежи: от оптимистических, бодряческих до пессимистических, ругательских. Проблемы молодежи как специфической социально-демографической группы связаны с формированием социальной зрелости, с вхождением в мир взрослых, адаптацией к нему, с одной стороны, и с неизбежным процессом обновления, с инновациями молодых — с другой. Для подростков характерен ролевой конфликт, связанный с желанием иметь права, обязанности, роли взрослых и объективной неспособностью их реализовать. Молодежный протест является реакцией на исторические, социальные и культурные факторы, специфически преломляемые в психологии, сознании молодых людей. Основные из них связаны с проблемами «жизненного старта»: с уровнем материальной обеспеченности и социальной защищенности, с получением образования, началом трудовой деятельности, формированием семьи, профессиональным ростом, карьерой. Ср. з/п молодых вдвое ниже, чем в среднем по стране. мала стипендия. Недостаточная материальная обеспеченность, отсутствие собственного жилья, вынужденное использование материальной помощи родителей нередко формируют у части молодых людей социальный инфантилизм. Труд перестает занимать важнейшее место в структуре жизненных ценностей молодежи, усиливаются потребительские установки. Духовная опустошенность, гражданское безучастие, потеря нравственных, идейных ориентиров связаны с особенностями нынешнего этапа ломки старых общественных отношений и перехода к новым. Кризис социализации молодежи связан и с кризисом семьи. На основе этих процессов формируются маргинальные группы молодежи. В них входят юноши и девушки, ведущие асоциальный, аморальный образ жизни, не участвующие в материальном и духовном производительном труде, эгоистически-потребительски относящиеся к другим людям, к обществу.