Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
Социально-территориальная общность(СТО) – это совокупность людей, обладающих единством отношений к определенной хозяйственно освоенной территории. Основная целевая функция СТО заключается в соц-ом воспроизводстве населения. СТО является составной частью общества, а также самостоятельными элементами. Причины возникновения СТО-город: 1)социальные отношения; 2)экономические условия; 3)разделение труда по уровню образования; 4)политические условия(власть, упраление). Город эксплуатирует деревню – устанавливает неэквивалентный обмен на продукты питания; 5)идеологические условия; 6)экологические условия; Социально-профессиональная структура города и деревни разные: 1)город обеспечивает профессиональную работу; 2)разные уровни благосостояния; 3)жесткий соц-ый контроль в деревне; Город – территориально-концентрированная форма селения людей, занятых преимущественно индустриальным трудом. Характеристики города: разнообразие трудовой деятельности; развитая сфера культуры и образования; развитая соц-ая культура; специфический образ жизни; огромная концентрация промышленности; Большая концентрация транспорта; высокая плотность населения. Урбанизация – процесс роста городов, предопределяющий большую численность, плотность, гетерогенность населения, распространение городского образа жизни на все общество. Село — одно из древних названий поселений у славянских племен, исторически сложившиеся населенные пункты. В зависимости от места расположения, условий проживания, характера образования, численности, традиций, обычаев такие поселения могли именоваться по-разному. На северо-востоке страны их называли деревнями, на Дону и Кубани — станицами, в Украине и Белоруссии — селами. Более мелкие могли называться выселками, хуторами, починками, заимками. Понятием «деревня», заключает в себе специфический комплекс социально-экономических, производственно-бытовых и естественно-природных условий жизни, отличных и не похожих на условия жизни города. При характеристике сельского образа жизни рассматриваются сферы занятости населения, технико-технологические и социально-экономические отношения, размеры поселений, быт, культура, духовность, интересы и потребности людей; формы общения, внутренние и внешние связи, коммуникации, местные обряды, обычаи, традиции, то, что именуют уровнем и стилем жизни. Динамика же изменений поселенческой структуры населения на планете такова: если в 1900 г. на селе проживало 86,4%, то, по данным ООН, к концу XX в. селяне составляют менее 50% населения земного шара.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.