Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще ВСЕГО эти слова употребляются КАК синонимы, НО если подходить Строго к. определению ничто не забыто понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его«первокирпичик» (от лат. индивидуально неделимый, конечный). Индивидуальность Нет Можно определить КАК совокупность Черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится ДЛЯ выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. . Акцент делается На социальном начале В социологии личность определяется КАК: 1) системное качество индивида,определяемое ЕГО включенностью в общественные Отношения И проявляющееся в совместной деятельности И общении; 2) субъект социальных Отношений И сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, ПРОДУКТ филогенетического И онтогенетического Развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого Развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым Ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, ЕЩЕ НЕ Человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ЕЕ структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом: - с точки зрения ее структуры; - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми Много. 1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): Краткое Название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического И социального Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)Подструктура опыта Умения, знания, навыки , привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует) В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по Степени влияния На ИХ формирование биологических (генетических ) и социальных (приобретенных в культуре) качеств. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта И многообразие ЕГО социальных связей И Отношений определяют множество теоретических подходов И позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов Человека в современной социологии. Личность как субъект и объект общественного Развития Предлагаемая Теория личности выстраивает развитие Человека в ЕГО взаимодействии с культурой общества. Она решает вопросы конкретно-исторического развития человека, становления индивидуальности, свободы личности и ее отчуждения, ответственности за выбор поведения и отношения к природе. Субъектом, т.е. активным деятельным индивидом в обществе является конкретное лицо - личность, и общество не существует вне конкретных лиц, индивидов, т.е. личностей. Общество может быть представлено как социокультурный процесс объективации деятельности субъекта в создаваемых им материальных и духовных ценностях и субъективации их конкретным индивидом и в конкретной форме. Они становятся общественным «телом» человека, организация и функционирование элементов которого и называется обществом. Общественный процесс является двуединым, поскольку создание ценностей субъектом не является самоцелью, а только способом самоосуществления человека через них в конкретном субъективном развитии. Оставаясь активным субъектом в выборе ценностей, личность выступает и объектом воздействия на него созданных ценностей, «продуктом» общественного развития. Оставаясь субъектом собственной идентификации, она совершает свободный выбор, хотя конкретно-исторические степени этой свободы весьма различны. Поскольку человек - это биосоциальное существо, то социально-значимые качества личности, образующие ее социальный характер, развиваются в зависимости и от ее природных способностей, темперамента и здоровья личности. Это обусловливает возможности социальной реализации личности, выбор профессии, развитие ее духовности, даже склонности к добру или злу. Так, физическая неполноценность и невозможность добиться любви обычным способом может приводить к насильственным методам. Вспомним, например, фильм об этом американского режиссера Милоша Формана «Окно спальни». Социальный характер личности формируется также с учетом архетипов коллективного бессознательного, которые формируют менталитет личности каждой культуры, вот почему так трудно объяснить своеобразие личности с учетом только «дневного сознания», т.е. идеологии. Ментальные глубины личности, названные Юнгом архетипами коллективного бессознательного, он определил как «бессознательные образы самих инстинктов». Однако как самые прекрасные, так и самые уродливые черты личности не вытекают непосредственным образом из биологически организованной человеческой природы. Они возникают как общественно обусловленные, в зависимости от того, какое общество человек создает и какое соответственно его формирует. Поскольку самый главный результат усилий того, что называется историей - это личность, поэтому понять, как она образуется со своими страстями, потребностями, интересами со своими степенями свободы и подчинения, личной ответственности или растворенности в массе и составляет задачу социальной философии. Почему так несхожи люди, например, Средневековья и Нового времени, откуда у человека Нового времени развилась такая неуемная потребность в труде, какой не знал человек Средневековья. Каким образом она изменила характер человека и его образ жизни, что повлекло существенные изменения самого общества, определив его новый исторический тип. Каким образом возникший новый тип общества меняет вновь облик и характер личности. Из предыдущей главы известно, что человек синергийно возникает как религиозный, когнитивный, нравственный, эстетический, материально-экономический, а затем с образованием государства и как политико-правовой индивид. Но все эти родовые качества проявляются в человеке по-разному в зависимости от того типа общества, которое ему удалось создать в деятельности сформировавшихся общественных институтов. Возникающая в результате человеческих усилий общественная система, называемая культурой или цивилизацией определяет и тип личности, который складывается внутри системы.
Вопрос 15. Социология воспитания. Система социализации личности. Проблема воспитания - одна из вечных социальных проблем, окончательное разрешение которой в принципе невозможно. Но в современных условиях проблема засверкала новыми гранями в связи с определяющими основной вектор социальной политики, процессами демократизации общественной жизни в Украине. Осмысление проблем воспитания перестает укладываться в русло лишь педагогики, психологии и философии. Воспитание как социальное явление все чаще становится специальным объектом исследования социологической науки, связывающей повышение интереса к вопросам воспитания с происходящими в Украине социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социологические интересы к воспитанию проявляются только там и тогда, где и когда начинается демократизация социальных институтов. Сворачивание демократических преобразований синхронно приводит к угасанию социологического интереса. Это социально-историческая закономерность: научные исследования общества и человека возможны только в. демократическом обществе, где уважаются разум и воля других, где социально правомочны здравый смысл, общественное мнение и массовое поведение. Система социализации личности. 1. Выявление структуры воспитания, его основных направлений и тенденций развития необходимо для создаваемой всей социологией картины социальной эволюции в целом, так как воспитание личности выступает одним из фундаментальных механизмов воспроизводства общественной жизни. В современной России наиболее животрепещущей задачей является определение путей выхода из социального кризиса и кризиса системы воспитания. Однако задача эта решается не изолированно, а лишь в контексте развития всего человечества, с привлечением и использованием всей суммы накопленных знаний. Следует остановиться на самом термине «воспитание». . Распространенной является позиция, когда наиболее общим понятием выступает «социализация», включающая воздействие среды, собственно воспитание (целенаправленную деятельность педагога или иного субъекта воспитания) И самовоспитание Основными субъектами воспитания являются Общество - через окружающую личность среду; личность (сам объект воспитания выступает одновременно и как его субъект - субъект самовоспитания); а также педагог, к деятельности которого зачастую сводят все воспитание. При таком подходе функция педагога предстает как деятельность по координации процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность -. Общества И индивида Анализ соотношения процессов социализации И самовоспитания ВНУТРИ целостной Системы воспитания является центральным в социологии воспитания. Условно здесь выделяются две позиции: индивидоцентристская - личность выступает как высшая ценность и самоцель общественного развития; социоцентристская - личность существует и имеет значение прежде всего как элемент, частичка общества, значимость которой - в степени ее вклада в общество. Соответственно можно говорить об основных видах воспитания: в одном акцент делается на индивидуальные, в другом - на общественно значимые цели и ценности. 2. Наиболее традиционным в социологии воспитания является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления. Внутри процесса социализации предложено учитывать два вектора развития, каждый из которых может стать объектом преимущественного внимания в той или иной концепции: направление информации от общества, активность общества и трансформация общества в связи с включением в социальное целое новой «единицы», а также круг проблем, связанный со «встраиванием» обществом предложенной информации, включением норм существования общества в структуру мировоззрения личности.
Своеобразные подходы к. роли общества И личности ведут к. формированию расходящихся концепций социализации Социализация - процесс внутренне противоречивый уже в силу того, что объективно отражает противоречивость жизни общества. Но, признавая это, необходимо выявить приемлемый уровень противоречивости, который позволяет говорить о гуманной социализации. Оптимизация воспитания предполагает развитие в качестве субъекта социализации гражданского общества, в котором формируется механизм саморегуляции общения. Именно поэтому у гражданского общества складываются непростые отношения с системой внешнего регулирования, с системой власти, с политическими структурами. В то же время сам субъект социализации в силу своей дифференцированности внутренне противоречив.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.