2.2 Развитие политической субъектности
Как только закончилась первичная социализация, и индивид начал совершать социально значимые поступки, он становится действующим субъектом политической деятельности. Затем развитие политической субъектности также неразрывно связано с процессом социализации, но уже вторичной. Процесс социализации неразрывно связан с политической социализацией. Процесс политической социализации - это то, как и в силу каких причин люди включаются в политические отношения, как формируется их политическое сознание и поведение, какова мотивация участия граждан в официальной политике. Политическую социализацию можно назвать развитием политической субъектности личности или развитием субъекта политической деятельности.
Приобретение и развитие субъектности вообще и субъектности в политической деятельности в частности - продолжительный и постепенный процесс. Это происходит поэтапно, по аналогии с зоной ближайшего развития - достигнув определенного уровня, человек становится готов усложнять деятельность и развиваться дальше.
Этапы приобретения политической субъектности схематично можно представить следующим образом:
-- Выбор вуза - направления учения - начальная стадия субъектности.
-- Выбор характера и сферы трудовой деятельности - стадия приобретения влияния.
-- Переход к активному участию в политической деятельности - целенаправленное влияние на политические процессы, самостоятельное целеполагание, участие в управлении государством и обществом. На данном этапе человек может стать политическим деятелем.
Развитие политической субъектности зависит от социальной позиции, которую занимает индивид - чем выше социальная позиция, тем выше уровень его политической субъектности. Естественно, если социальная позиция очень низка, то такой человек тоже может считаться субъектом политической деятельности, так как сам факт того, что он находится в этой социальной позиции уже определяет направление в социально-политической деятельности, связанное с устранением или коррекцией обстоятельств, которые привели данного человека к такой позиции. Развитие политической субъектности связно с развитием субъектности личности в целом.
Степень политической субъектности личности напрямую связана с его экономической самостоятельностью. Чем выше экономическая самостоятельность субъекта, тем сильнее его влияние на политику, тем больше те или иные его поступки (управление и распоряжение своей собственностью или средствами производства, выбор направления развития и капиталовложений) оказывают воздействие на окружающих и взаимосвязанных с ним других субъектов и осуществляемые ими социально значимые выборы. Сознательность (осознание) выступает главным критерием при отнесении индивида к участникам политической деятельности. Субъект, участвующий своими поступками в политической деятельности, является сознательным (активным) участником политической деятельности только в случае, если его поступок имел своей целью изменение политической ситуации, повышение эффективности или интенсивности политической деятельности, достижение его социально-политических интересов.
Итак, среди субъектов политической деятельности можно провести определенную градацию по степени их включенности в политическую деятельность, по признаку осознанного участия в политической деятельности:
а) граждане, которые являются субъектами политической деятельности, но таковыми себя не осознают - это неактивные участники политической деятельности;
б) люди, которые, совершая определенные поступки, считают их вкладом в политическую деятельность - такие субъекты политической деятельности являются активными участниками политической деятельности - это политические деятели разного уровня.
Каждый субъект политической деятельности, сознательно совершающий поступки по направлению изменения политической ситуации является политическим деятелям. Под политическим деятелем мы понимаем лицо, проявившее себя в политической жизни, приобретшее известность, авторитет, сторонников, последователей, а часто и соперников и противников. Нередки случаи, когда политический деятель может быть известен как специалист, мастер, знаток, лидер и в иных сферах деятельности.
Коллективные субъекты политической деятельности представляют собой микро- и макрогруппы, объединенные по разным признакам и основаниям: а) неструктурированные и б) структурированные.
Субъектами политической деятельности являются одновременно и личность и большие (функционирующие в макросоциальных масштабах) группы, представляющие собой социально-психологические общности.
Субъект политической деятельности - СМИ. Огромную роль играют в политической организации общества СМИ, которые часто называют "четвертой властью". Государственная власть всегда стремится контролировать СМИ, так как через них может не только влиять на коллективное сознание, но и направлять поведение масс. СМИ являются важным субъектом политической деятельности, оказывая серьезное влияние на политическую деятельность общества. Все субъекты политической деятельности включены в нее по-разному, различна и степень их активности в этом взаимодействии, место и роль в политической системе. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, связанная политическими отношениями, которая регулирует взаимодействия между всеми субъектами политической деятельности, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования государственной власти.
- Вопрос 1.Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в структуре современного научного знания.
- Вопрос 2.Социологические исследования как инструмент познания общества. Роль социологических исследований в практике работы учителя и воспитателя.
- Вопрос 3. Методология и методика социологического исследования.
- Вопрос 5. Основные этапы и направления развития социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 6. Классический период в развитии мировой социологии XIX-XX вв.
- Вопрос 7. Русская социологическая школа.
- Вопрос 8. Концепции общественного развития в современной социологии.
- Вопрос 9. Общество как субъект социальной жизни.
- Вопрос 10. Социальный прогресс, его критерии.
- Вопрос 11.О соотношении революционных и эволюционных путей развития социума.
- Вопрос 13. Социальные конфликты и пути из разрешения.
- Вопрос 14.Личность: сущность и структура. Личность как субъект и объект социального развития.
- Вопрос 16. Социология девиантного поведения.
- Формы девиантного поведения
- Вопрос 17. Социально-классовая структура общества. Труд, его разделение как основа формирования социальных групп.
- Вопрос 18. Тенденции развития труда в условиях нтр и изменение отношений между социальными группам.
- Вопрос 19.Социальное равенство и социальная справедливость.
- Вопрос 20. Социальная стратификация.
- Вопрос 21.Социально-классовая структура российского общества и тенденции ее развития.
- Вопрос 22. Жители города и деревни как специфические социальные общности.
- 23. Отношения поколений. Социальные проблемы молодежи.
- 24.Социально-этнические сообщества. Национальные отношения в современном мире.
- 25. Национальные отношения в современном российском обществе: противоречия и перспективы развития.
- 27. Развитие общества и изменение отношения к социальной роли женщины.
- Вопрос 28.Семья и брак. Социальные функции семьи.
- Вопрос 29.Современная семья: проблемы и тенденции развития.
- 30. Управление процессом развития социальных отношений. Сущность управленческой деятельности.
- Вопрос 31. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.
- 2.1 Классификации субъектов политики
- 2.2 Развитие политической субъектности
- 2.3 Политические интересы
- 2.4 Человек как субъект политики
- 2.5 Политические организации
- 2.6 Общественные организации
- 2.7 Политическая элита и политические лидеры
- Вопрос 32. Государство :происхождение и сущность.
- Вопрос 33. Гражданское общество и правовое государство.
- Вопрос 34.Политическое сознание и политическая культура.
- Вопрос 35. Культура как социальное явление. Соотношение материальной и духовной культуры.
- Вопрос 36. Религия и свободомыслие в жизни общества.
- Вопрос 37. Основные тенденции эволюции духовной культуры в современном обществе.
- Сферы и формы культуры
- Вопрос 38.Образование и общество.
- Вопрос 39.Социальные функции образования.
- Вопрос 40. Перспективы развития человеческого общества.
- Развитие общества
- Исторические перспективы развития общества
- Современные перспективы развития общества
- Вопрос 41. Социальные отношения в российском обществе.
- Вопрос 42. Социальные общности.
- Вопрос 43. Национально-этнические общности.
- Вопрос 44. Многонациональные общности.
- Вопрос 45.Девиантное поведение.