logo search
2й семестр / 2 курс / История социологии / IstorCoz_kont бак

Тема 4. Социальные учения Нового Времени

Новое Время как историческая эпоха (XVII - начало XVIII в.) и форма культуры: механистическая картина мира (мир-машина, божественный первотолчок и сохранение количества движения, естественный закон движения тел); регулярность (правильность) как высшая ценность и базовая категория культуры; раннебуржуазный общественный строй и политический режим бюрократического абсолютизма.

Кризис «компромиссного» социального порядка эпохи Возрождения в начале - середине XVII в. Подъем культуры Нового Времени (естествознания, искусства Барокко, меркантилизма и т. д.) в ситуации социального кризиса. Философские системы Спинозы, Гоббса, Локка, Лейбница как интеллектуальная реакция на кризис и осмысление путей его преодоления. Циклическая динамика социальной истории Дж. Вико. Критический активизм социальной программы Нового Времени.

Программа «Великого преобразования наук» и социальные воззрения Фрэнсиса Бэкона. Жизнь и сочинения Ф. Бэкона. Основы опытно-экспериментальной методологии. Типы индукции. Очищение опыта от предрассудков - «идолов». Четыре вида предрассудков («идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра»). Различение Ф.Бэконом естественного и гражданского состояния. Сциентократическая утопия «Новая Атлантида».

Социально-политические воззрения Гуго Гроция. Понятие «естественного закона» и его отличие от закона божественного. «Стремление к объединению» как характеристика человеческой природы. Взаимосвязь частных интересов с интересом социальным. «Польза» как движущая сила индивидуального и социального поведения. Учение Г. Гроция о правовом регулировании войны.

Концепция общественного договора Томаса Гоббса. Исторический и биографический контекст создания трактата «Левиафан». Государство как искусственное тело и проблема естественности его происхождения. Естественное состояние («война всех против всех») и требование естественного закона установить гражданское состояние («общественный договор»). Государство как соединение индивидов в политическое тело с единой волей: неделимость и абсолютность прав суверена. Государство и социальные группы. Объяснение бедствий гражданской войны дроблением суверенитета. Учение Т. Гоббса как обоснование общественной роли абсолютистского государства.

Концепция происхождения государства Джона Локка. Исторический и биографический контекст создания «Двух трактатов о правлении». Вопрос о происхождении политической власти как предмет «Двух трактатов». Трактовка Локком естественного состояния и договорного происхождения гражданского состояния - государства. Взаимное сохранение собственности как мотив перехода к гражданскому состоянию. Функции государства.

Концепция разделения властей Джона Локка. Верховенство законодательной власти. Реализация законов исполнительной и федеративной властями. Ограничение верховной власти постоянными законами и уполномоченными судьями. Взаимное сдерживание законодательной и исполнительной власти. Упорядочение аппарата власти как основная идея Локка.

Утилитаристская социальная доктрина Иеремии Бентама. Жизнь и сочинения И.Бентама. Принцип пользы в учении Бентама и его трактовка «удовольствия». Концепция «общего блага» как суммы индивидуальных «удовольствий». Демократия как власть большинства. Отличие доктрины И.Бентама от локковского индивидуализма: забота о всеобщем счастье как подчинение целому. Идея И.Бентама о «социальной калькуляции».