Тема 2. Социальные учения Средневековья
Средневековье как историческая эпоха (IV - XIV вв.) и специфический тип культуры: христианско-библейская картина мира (Бог-творец, иерархический порядок сотворенного, противоборство телесного и духовного); спасение как высшая ценность и базовая категория культуры; феодальная социальная организация.
Кризис общественного строя Римской империи в IV - V вв. Развитие христианской культуры в условиях социального кризиса. Учения Отцов Церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного как осмысление путей выхода из кризиса.
Концепция двух градов Блаженного Августина. Жизнь Аврелия Августина и обстоятельства создания трактата «О граде Божием». Объяснение социально-исторических процессов Божиим провидением. Противопоставление града земного и града небесного как двух принципов жизни человеческих сообществ. Использование понятия «любовь» для описания и объяснения общественного устройства. Концепция иерархического порядка трех видов мира: оправдание сохранения государственного устройства в земной жизни и утверждение ведущей общественной роли церкви.
Социальные учения позднего Средневековья. Кризис социального порядка классического феодализма в середине XII - XIII вв. Расцвет средневековой (готической) культуры в ситуации общественного кризиса. Схоластическая и мистическая теология как реакция на кризис и осмысление выхода из него.
Радикализм учения Иоахима Флорского о трех эпохах всемирной истории. Консерватизм учения Бертольда Регенсбургского об ответственности человека перед Богом и о делении общества на «хоры».
Концепция социального порядка Фомы Аквинского. Исторический и биографический контекст творчества Фомы Аквинского. Идея включенности социального порядка в иерархию сотворенного Богом «вселенского сообщества». Учение об иерархии законов, управляющих жизнью людей. Законы вечный, естественный и человеческие. Государство как божественная необходимость, установленная вечным законом. Принцип соответствия формы государственного устройства естественному закону. Роль человеческих законов в поддержании иерархического порядка в обществе. Социально-историческое значение идей о правильном использовании собственности и денег, «справедливой цене» и запрете ссудного процента.
- Утверждаю
- 1. Общие положения
- 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
- 2. Методические указания к изучению дисциплины
- 3. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4. Темы контрольных работ по дисциплине «История социологии»
- 5. Требования к оформлению контрольной работы
- 6. Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 4. Содержание модулей и тем дисциплин
- Модуль 1. Начальный этап развития социологии. История социальных учений
- Тема 1. Социальные учения Античности
- Тема 2. Социальные учения Средневековья
- Тема 3. Социальные учения Возрождения
- Тема 4. Социальные учения Нового Времени
- Тема 5. Социальные учения Просвещения
- Тема 6. Социальные учения первой четверти хix века
- Модуль 2. История западной социологии
- Тема 7. Социологический проект о.Конта
- Тема 8. Основные направления в развитии социологии XIX века
- Тема 9. Социология марксизма
- Тема 10. Психологическая социология рубежа хiх-хх вв.
- Тема 11. Социология э.Дюркгейма и становление французской социологической школы
- Тема 12. Социология г. Зиммеля, ф. Тенниса, в. Дильтея, м. Вебера
- Тема 13. Интегральная социология п.Сорокина
- Тема 14. Структурный функционализм в социологии (т.Парсонс и р.Мертон)
- Тема 15. Теория социального конфликта
- Тема 16. Теория социального обмена (Дж.Хоманса и п.Блау)
- Тема 17. Символический интеракционизм
- Тема 18. Феноменологическая социология и этнометодология
- Тема 19. Социология Франкфуртской школы
- Тема 20. Современные структурно-системные социологические теории
- Модуль 3. История российской социологии
- Тема 21. Российская социология: становление, этапы эволюции, особенности
- Тема 22. Натуралистическое направление в российской социологии
- Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)
- Тема 24. Психологическое направление в русской социологии
- Тема 25. Русская идея в социологии
- Тема 26. Социология русского анархизма
- Тема 27. Неокантианская школа в русской социологии
- Тема 28. Марксистская социология в России
- Тема 29. Религиозно-философское направление в российской социологии
- Тема 30. Юридическая школа в российской социологии
- Тема 31. Неопозитивизм в русской социологии начала XX века
- Тема 32. Социологическая теория м.М.Ковалевского
- Тема 33. Социология п.А.Сорокина (русский период)
- Тема 34. История социологического образования в России
- Тема 35. Советский период развития социологии
- Контрольная работа по дисциплине история социологии
- Санкт-Петербург
- Перечень контрольных вопросов к зачету и к экзамену по дисциплине «История социологии»