Тема 5. Социальные учения Просвещения
Просвещение как историческая эпоха (XVIII - начало XIX в.) и форма культуры: рационалистическая картина мира (развитие природы по законам Разума, противостояние знания и невежества, благотворность просвещения); рациональность как высшая ценность и базовая категория культуры, капиталистический общественный строй и политический режим просвещенного абсолютизма.
Социальный кризис середины XVIII - начала XIX в. Подъем культуры Просвещения в ситуации кризиса. Французский материализм, немецкая классическая философия, английская моральная философия и классическая политическая экономия как интеллектуальная реакция на кризис и осмысление его преодоления.
Концепция гражданского общества Адама Смита. Жизнь и творчество А. Смита, его вклад в развитие классической политической экономии. Политэкономический взгляд на проблему возникновения общества: гражданское состояние - результат взаимодействия людей в условиях разделения труда. Роль «невидимой руки» конкуренции в развитии общества. Функции государства. Три стадии хозяйственного развития и возникновение государства. Экономические классы в цивилизованном обществе и их моральная характеристика.
Социально-политическое учение Жан Жака Руссо. Жизнь, мировоззрение и личность Руссо. Взгляды Руссо на науку и культуру. Концепция «естественного состояния»: возникновение «социальности» из собственности. Теоретическая интерпретация проблемы происхождения феномена социального неравенства. Бедствия культуры и теория общественного прогресса. Учение Руссо об «Общественном договоре». Индивидуальная свобода и подчинение целому. Понятие «народовластия». Влияние Руссо на революционную идеологию ХVIII века.
Истолкование «идеи прогресса» в рамках историософских концепций А.Р.Тюрго и Ж.А.Кондорсе.
Социально-экономические идеи Анна Тюрго. Теория классового деления общества на основе отношения к средствам производства. Разделение общественного труда. Роль земледелия в развитии общества и форм государственной власти. Значение собственности и имущественного ценза для приобретения прав гражданства. Работа А.Р.Тюрго «Размышление о создании и распределении богатства». Теория прогресса: соотношение «успехов разума» и развития экономических отношений. Отношение к буржуазному абсолютизму. Проект муниципалитетов – органов сословного представительства как отход от принципов «легального деспотизма».
Социально-политические воззрения Жана Кондорсе. Влияние школы физиократов, философских учений Руссо, Тюрго, Мабли. Идея исторического прогресса. Десять эпох в историческом развитии человечества. Теория естественного права и идея равенства. Государственная власть и институт собственности. Политический радикализм Кондорсе. Математические идеи Кондорсе. Антимонархическая и демократическая программа социально-политических преобразований. Введение к проекту Конституции Франции.
Социальные идеи Алексиса де Токвиля. Концепция свободы личности и становление ценностей эгалитаризма. Взгляд Токвиля на американскую демократию. Гражданская община как альтернатива предпосылок Великой французской революции. Бюрократия и революция.
Идея философии истории Иммануила Канта. Жизнь и творчество И. Канта, его вклад в становление немецкой классической философии. Социальные учения немецкой классической философии как концепции саморазвертывания трансцендентального разума в процессе истории человечества. Идея Канта о закономерном и целенаправленном ходе всемирной истории. Раскрытие в истории «цели природы» как предмет философии истории.
Концепция всемирного гражданского общества Иммануила Канта. История как процесс развития задатков человеческого разума. Установление «законосообразного порядка» в обществе как следствие антагонизма (конкуренции) между людьми. Свободное развитие человека в правовом гражданском обществе. Устранение неупорядоченности межгосударственных отношений как предпосылка создания совершенного гражданского общества. Роль философии истории в достижении «всемирного гражданского состояния».
- Утверждаю
- 1. Общие положения
- 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
- 2. Методические указания к изучению дисциплины
- 3. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4. Темы контрольных работ по дисциплине «История социологии»
- 5. Требования к оформлению контрольной работы
- 6. Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 4. Содержание модулей и тем дисциплин
- Модуль 1. Начальный этап развития социологии. История социальных учений
- Тема 1. Социальные учения Античности
- Тема 2. Социальные учения Средневековья
- Тема 3. Социальные учения Возрождения
- Тема 4. Социальные учения Нового Времени
- Тема 5. Социальные учения Просвещения
- Тема 6. Социальные учения первой четверти хix века
- Модуль 2. История западной социологии
- Тема 7. Социологический проект о.Конта
- Тема 8. Основные направления в развитии социологии XIX века
- Тема 9. Социология марксизма
- Тема 10. Психологическая социология рубежа хiх-хх вв.
- Тема 11. Социология э.Дюркгейма и становление французской социологической школы
- Тема 12. Социология г. Зиммеля, ф. Тенниса, в. Дильтея, м. Вебера
- Тема 13. Интегральная социология п.Сорокина
- Тема 14. Структурный функционализм в социологии (т.Парсонс и р.Мертон)
- Тема 15. Теория социального конфликта
- Тема 16. Теория социального обмена (Дж.Хоманса и п.Блау)
- Тема 17. Символический интеракционизм
- Тема 18. Феноменологическая социология и этнометодология
- Тема 19. Социология Франкфуртской школы
- Тема 20. Современные структурно-системные социологические теории
- Модуль 3. История российской социологии
- Тема 21. Российская социология: становление, этапы эволюции, особенности
- Тема 22. Натуралистическое направление в российской социологии
- Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)
- Тема 24. Психологическое направление в русской социологии
- Тема 25. Русская идея в социологии
- Тема 26. Социология русского анархизма
- Тема 27. Неокантианская школа в русской социологии
- Тема 28. Марксистская социология в России
- Тема 29. Религиозно-философское направление в российской социологии
- Тема 30. Юридическая школа в российской социологии
- Тема 31. Неопозитивизм в русской социологии начала XX века
- Тема 32. Социологическая теория м.М.Ковалевского
- Тема 33. Социология п.А.Сорокина (русский период)
- Тема 34. История социологического образования в России
- Тема 35. Советский период развития социологии
- Контрольная работа по дисциплине история социологии
- Санкт-Петербург
- Перечень контрольных вопросов к зачету и к экзамену по дисциплине «История социологии»