logo
2й семестр / 2 курс / История социологии / IstorCoz_kont бак

Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)

Субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский). Субъективная социология (синонимы: этико-социологическое направление, субъективный метод, русская социологическая школа.) как широкое самобытное течение, сложившееся в русле позитивизма, наиболее значительное и влиятельное явление не только в истории науки, но и в развитии культуры и общественной жизни России. Связь субъективной социологии с народничеством как широким, общественным движением в России XIX столетия.

Философская основа субъективной социологии - взгляды А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Л.Фейербаха и других мыслителей. Идейная ее основа - принципы просветительского крыла народнического движения. Основатели этого научного направления - лидеры народнического движения ученые-социологи П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский.

Основное содержание программных трудов: «Исторические письма» П.Л.Лаврова и «Что такое прогресс?» Н.К.Михайловского.

Характеристика взглядов других представителей субъективной социологии С.Н.Южакова, С.Н.Кривенко, Я.В.Абрамова, В.М.Чернова. Близость взглядов Н.И.Кареева к основным принципам этого направления.

Главные темы трудов социологов субъективной школы: предмет социологии, ее структура, функции, задачи; социология теоретическая и практическая; социальный прогресс; солидарность; смысл истории; закономерности исторического процесса; личность и общество; роль интеллигенции в социальном прогрессе; нравственный идеал; метод; знание как единство правды-истины и правды-справедливости.

Обусловленность метода субъективной социологии спецификой объекта исследования и особой природой субъектно-объектных отношений в сфере социального познания. Критика субъективного метода его противниками.

Анализ исторического процесса в трудах П.Л.Лаврова. («Задачи понимания истории»); движущие силы истории (понятие критически мыслящей личности), механизмы зарождения и развития солидарности. Учение П. Л Лаврова о потребностях как факторе прогрессивного развития общества.

Развитие Н.К.Михайловским психологического подхода к изучению человека и общества. («Герои и толпа», «Борьба за индивидуальность»). Теория подражания в трудах Н.К.Михайловского и Г.Тарда (сравнительная характеристика).

Критика Н.К.Михайловским органицистских и социал-дарвинистских теорий в мировой социологии.

Приоритет субъективной социологии в обращении к ценностным установкам и необходимости учитывать различия между социальным и естественнонаучным знанием.

Критика субъективной социологии представителями других направлений (марксистской социологии, неокантианской школы в русской социологии и др.).