logo
2й семестр / 2 курс / История социологии / IstorCoz_kont бак

Тема 3. Социальные учения Возрождения

Возрождение как историческая эпоха (XV — XVI вв.) и первоначальная форма культуры современного типа: гуманистическо-эстетическая картина мира (эстетизация природы, антропоцентризм, проблема гармонии творения и творчества); добродетельность (Virtu) как высшая ценность и базовая категория культуры; переходный общественный строй - совмещение феодальной и буржуазной форм социальной организации.

Социальный кризис - разложение феодализма в середине XV - XVI вв. Расцвет культуры Высокого Возрождения в ситуации кризиса. Гуманистические учения Поджо Браччолини, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Никколо Макиавелли как осмысление путей преодоления кризиса.

Утопия Томаса Мора. Жизнь Т. Мора и обстоятельства создания «Утопии». Искусное конструирование общественного устройства как предмет диалога в «Утопии». Критика недостатков английского общества и вывод о негативной роли частной собственности. Описание экономического, политического устройства и повседневной жизни на острове Утопия. Социально-исторический смысл идей Т. Мора: соединение позитивных сторон феодального и буржуазного социального порядка.

Концепция доблести у Никколо Макиавелли. Исторический и биографический контекст творчества Н. Макиавелли. Идея зависимости устойчивости формы правления от свойств материи - моральных качеств граждан и правителей. Характеристика двух антропологических типов: «просто человека» и «человека доблестного». Добродетель-доблесть (virtu) как индивидуальная свобода и предпосылка политической свободы - суверенитета.

Оптимизация государственного строя у Макиавелли. Трактат «Государь» как технология сохранения монархии в ситуации, когда большинство граждан не обладает доблестью. Трактат «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» как технология сохранения республики в условиях, когда доблесть присуща большинству народа. Политическая история как круговорот форм правления. Сущность макиавеллизма: укрепление государственного строя, соответствующего данным социально-историческим условиям («политический реализм»).