Тема 3. Социальные учения Возрождения
Возрождение как историческая эпоха (XV — XVI вв.) и первоначальная форма культуры современного типа: гуманистическо-эстетическая картина мира (эстетизация природы, антропоцентризм, проблема гармонии творения и творчества); добродетельность (Virtu) как высшая ценность и базовая категория культуры; переходный общественный строй - совмещение феодальной и буржуазной форм социальной организации.
Социальный кризис - разложение феодализма в середине XV - XVI вв. Расцвет культуры Высокого Возрождения в ситуации кризиса. Гуманистические учения Поджо Браччолини, Эразма Роттердамского, Томаса Мора, Никколо Макиавелли как осмысление путей преодоления кризиса.
Утопия Томаса Мора. Жизнь Т. Мора и обстоятельства создания «Утопии». Искусное конструирование общественного устройства как предмет диалога в «Утопии». Критика недостатков английского общества и вывод о негативной роли частной собственности. Описание экономического, политического устройства и повседневной жизни на острове Утопия. Социально-исторический смысл идей Т. Мора: соединение позитивных сторон феодального и буржуазного социального порядка.
Концепция доблести у Никколо Макиавелли. Исторический и биографический контекст творчества Н. Макиавелли. Идея зависимости устойчивости формы правления от свойств материи - моральных качеств граждан и правителей. Характеристика двух антропологических типов: «просто человека» и «человека доблестного». Добродетель-доблесть (virtu) как индивидуальная свобода и предпосылка политической свободы - суверенитета.
Оптимизация государственного строя у Макиавелли. Трактат «Государь» как технология сохранения монархии в ситуации, когда большинство граждан не обладает доблестью. Трактат «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» как технология сохранения республики в условиях, когда доблесть присуща большинству народа. Политическая история как круговорот форм правления. Сущность макиавеллизма: укрепление государственного строя, соответствующего данным социально-историческим условиям («политический реализм»).
- Утверждаю
- 1. Общие положения
- 2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника
- 2. Методические указания к изучению дисциплины
- 3. Методические указания к выполнению контрольной работы
- 4. Темы контрольных работ по дисциплине «История социологии»
- 5. Требования к оформлению контрольной работы
- 6. Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- 4. Содержание модулей и тем дисциплин
- Модуль 1. Начальный этап развития социологии. История социальных учений
- Тема 1. Социальные учения Античности
- Тема 2. Социальные учения Средневековья
- Тема 3. Социальные учения Возрождения
- Тема 4. Социальные учения Нового Времени
- Тема 5. Социальные учения Просвещения
- Тема 6. Социальные учения первой четверти хix века
- Модуль 2. История западной социологии
- Тема 7. Социологический проект о.Конта
- Тема 8. Основные направления в развитии социологии XIX века
- Тема 9. Социология марксизма
- Тема 10. Психологическая социология рубежа хiх-хх вв.
- Тема 11. Социология э.Дюркгейма и становление французской социологической школы
- Тема 12. Социология г. Зиммеля, ф. Тенниса, в. Дильтея, м. Вебера
- Тема 13. Интегральная социология п.Сорокина
- Тема 14. Структурный функционализм в социологии (т.Парсонс и р.Мертон)
- Тема 15. Теория социального конфликта
- Тема 16. Теория социального обмена (Дж.Хоманса и п.Блау)
- Тема 17. Символический интеракционизм
- Тема 18. Феноменологическая социология и этнометодология
- Тема 19. Социология Франкфуртской школы
- Тема 20. Современные структурно-системные социологические теории
- Модуль 3. История российской социологии
- Тема 21. Российская социология: становление, этапы эволюции, особенности
- Тема 22. Натуралистическое направление в российской социологии
- Тема 23. Субъективная социология (этико-социологичгеская школа)
- Тема 24. Психологическое направление в русской социологии
- Тема 25. Русская идея в социологии
- Тема 26. Социология русского анархизма
- Тема 27. Неокантианская школа в русской социологии
- Тема 28. Марксистская социология в России
- Тема 29. Религиозно-философское направление в российской социологии
- Тема 30. Юридическая школа в российской социологии
- Тема 31. Неопозитивизм в русской социологии начала XX века
- Тема 32. Социологическая теория м.М.Ковалевского
- Тема 33. Социология п.А.Сорокина (русский период)
- Тема 34. История социологического образования в России
- Тема 35. Советский период развития социологии
- Контрольная работа по дисциплине история социологии
- Санкт-Петербург
- Перечень контрольных вопросов к зачету и к экзамену по дисциплине «История социологии»