logo search
Радина Н

3.3. Этническая общность

Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обусловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в исторически первичной человеческой общности. Этнические особенности появляются только тогда, когда люди вступают в контакт, общаются друг с другом.

Этническая общность является субъектом этногенеза и оказывает значительное влияние на исторический процесс. Формирование этнической общности – первый этап в объединении людей, первичный способ организации их совместного бытия.

Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое, оно социально по основе своего возникновения и психологично по способам своего проявления.

Л. Н. Гумилев, предлагая классификацию этносов, опирался на категорию отношения. В соответствии с первой классификацией он разделяет этносы на два типа: гомеостатнческие и динамические, в качестве критерия для классификации выступает такой признак, как отношение к природе.

Гомеостатические этноса (например, народы Крайнего Севера) пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно.

Динамические этносы развиваются за счет покорения, разрушения природы.

Критерием второй классификации, по мнению Гумилева, служит отношение к миру людей. Комплиментарные этносы симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести базисных этнических установок. У некомплиментарных этносов, напротив, преобладают негативные оценки и различной степени страхи в отношении друг друга.

Остается предложить еще и классификацию этносов по критерию отношения к миру идей. Здесь также возможны два типа. Первый тип – креативные этносы, т. е. создающие, продуцирующие идеи.

Во-первых, идеи могут быть связаны с созданием новой религии, а соответственно и морали (иудаизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство и пр.).

Во-вторых, идеи могут касаться создания нового права (например, Римское право, послужившее основой для всех правовых систем христианского мира).

В-третьих, идеи могут быть связаны с созданием уникальной культуры (например, Античность или культура Возрождения).

Следует заметить, однако, что культуру с той или иной степенью значимости для всего человечества создает каждый этнос.

Наконец, в-четвертых, идеи могут предполагать создание новейших технологий (например, внедрение компьютерной техники).

Другой тип — аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию собственных идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов и социумов. Этносы, заимствующие идеи, могут быть либо очень активны (так, что идут завоевывать территории или «перекупают» ученых), либо довольно пассивны (спокойно и дружелюбно принимают дары цивилизации). Аккомодативные этносы перерабатывают идеи и адаптируют их к своим национальным культуре и традициям.

Можно сказать, что в процессе этногенеза аккомодативные этносы разгружают мир от переизбытка идей и культур. Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей, в этногенезе как бы существует свое разделение труда.

Так, на основе всего вышесказанного можно было создать стройную классификацию этносов, включающую в себя шесть типов.

1. Гомеостатические и динамические этносы. Основание для классификации – отношение к природе.

2. Комплиментарные и некомплиментарные этносы. Основание для классификации – отношение к миру людей.

3. Креативные и аккомодативные этносы. Основание для классификации – отношение к идеям, культурным ценностям.

Данная классификация очень условна, но она еще раз подтверждает мысль о том, что феномен этнического лежит в сфере отношений.

Этнические особенности – это явление социально-психологическое, поскольку с их помощью осуществляется связь между психикой человека и окружающей социальной средой.