3.3. Этническая общность
Этническая общность – это первичная форма организации социального бытия. Появление этнического в личности обусловлено социальными отношениями. Оно возникает уже в исторически первичной человеческой общности. Этнические особенности появляются только тогда, когда люди вступают в контакт, общаются друг с другом.
Этническая общность является субъектом этногенеза и оказывает значительное влияние на исторический процесс. Формирование этнической общности – первый этап в объединении людей, первичный способ организации их совместного бытия.
Под этносом понимается большая социальная группа людей, объединенных общими установками и диспозициями, стереотипами поведения и взаимосогласованными экспектациями типичных реакций на различные события жизни. Этнос есть явление социально-психологическое, оно социально по основе своего возникновения и психологично по способам своего проявления.
Л. Н. Гумилев, предлагая классификацию этносов, опирался на категорию отношения. В соответствии с первой классификацией он разделяет этносы на два типа: гомеостатнческие и динамические, в качестве критерия для классификации выступает такой признак, как отношение к природе.
Гомеостатические этноса (например, народы Крайнего Севера) пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно.
Динамические этносы развиваются за счет покорения, разрушения природы.
Критерием второй классификации, по мнению Гумилева, служит отношение к миру людей. Комплиментарные этносы симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести базисных этнических установок. У некомплиментарных этносов, напротив, преобладают негативные оценки и различной степени страхи в отношении друг друга.
Остается предложить еще и классификацию этносов по критерию отношения к миру идей. Здесь также возможны два типа. Первый тип – креативные этносы, т. е. создающие, продуцирующие идеи.
Во-первых, идеи могут быть связаны с созданием новой религии, а соответственно и морали (иудаизм, христианство, ислам, индуизм, конфуцианство и пр.).
Во-вторых, идеи могут касаться создания нового права (например, Римское право, послужившее основой для всех правовых систем христианского мира).
В-третьих, идеи могут быть связаны с созданием уникальной культуры (например, Античность или культура Возрождения).
Следует заметить, однако, что культуру с той или иной степенью значимости для всего человечества создает каждый этнос.
Наконец, в-четвертых, идеи могут предполагать создание новейших технологий (например, внедрение компьютерной техники).
Другой тип — аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию собственных идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов и социумов. Этносы, заимствующие идеи, могут быть либо очень активны (так, что идут завоевывать территории или «перекупают» ученых), либо довольно пассивны (спокойно и дружелюбно принимают дары цивилизации). Аккомодативные этносы перерабатывают идеи и адаптируют их к своим национальным культуре и традициям.
Можно сказать, что в процессе этногенеза аккомодативные этносы разгружают мир от переизбытка идей и культур. Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей, в этногенезе как бы существует свое разделение труда.
Так, на основе всего вышесказанного можно было создать стройную классификацию этносов, включающую в себя шесть типов.
1. Гомеостатические и динамические этносы. Основание для классификации – отношение к природе.
2. Комплиментарные и некомплиментарные этносы. Основание для классификации – отношение к миру людей.
3. Креативные и аккомодативные этносы. Основание для классификации – отношение к идеям, культурным ценностям.
Данная классификация очень условна, но она еще раз подтверждает мысль о том, что феномен этнического лежит в сфере отношений.
Этнические особенности – это явление социально-психологическое, поскольку с их помощью осуществляется связь между психикой человека и окружающей социальной средой.
- Аннотация
- Задачи:
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес (по Льюис Ричард д.)………71
- Глава 1. История этнической психологии
- 1. 1. Европейские философы о психологии народов
- 1.2. Современная западная этническая психология
- 1. 3. Становление этнической психологии в россии
- 1. 4. Советская этническая психология
- Глава 2. Теория и методология этнопсихологии
- 2.1. Традиционная структура психологии этноса
- 2.2. Предмет современной этнической психологии
- Глава 3. Этнопсихология как социальная наука
- 3.1. Этнические особенности познавательных процессов
- 3.2. Этнические факторы развития личности
- 3.3. Этническая общность
- 3.4. Этнические стереотипы
- 3.5. Этнические ценности
- Глава 4. Практическая этнопсихология
- 4.1. Этнопсихологическии аспект в педагогике
- 4.2. Русские и судьба россии
- Глава 5. Этнопсихология и этнология
- 5.1. Предмет изучения этнологии. Этнология в системе наук
- 5.2. Теория эволюционизма
- 5.3. Теория диффузионизма
- 5.4. Теория функционализма
- 5.5. Основные понятия этнологии
- 5.6. История исследований «национального характера»
- Идеи Франца Боаса
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
- 5.7. Исследования национального характера в XX веке
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Психоанализ и исследования национального характера
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес
- 6.1. Введение в этнопсихологию бизнес-коммуникаций
- 6.2. Роль языка в формировании картины мира с позиции управления бизнесом
- 6.3. Роль культуры в управлении бизнесом
- 6.4. Менеджмент в международном бизнесе
- 6.4.1. Классификация культур
- Характеристики «идеальных» представителей культур
- 6.4.2. Использование времени в различных культурах
- 6.4.3. Статус, лидерство и организация
- 6.4.4. Создание международных команд
- 2. Контрольные вопросы
- 3. Тест по дисциплине
- 4. Темы рефератов / эссе
- Рекомендуемая литература для написания реферата / эссе
- 5. Глоссарий
- 6. Литература
- 6.1. Основная:
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова.Учебное пособие. СПб.: Издательство сПбГу, 2000.
- 6.2. Дополнительная:
- Лурье с.В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.
- Льюис Ричард д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. С англ. – 2-е изд. – м.: Дело, 2001.