logo
Радина Н

3. Тест по дисциплине

1. Монтескье считал, что дух народа зависит:

1 – от экономических показателей;

2 – от единства семейных кланов;

3 – от воздействия климата, почвы и рельефа местности;

4 – от взаимодействия с другими народами;

5 – от политических успехов правящей клики.

2. Географический детерминизм как объяснительная концепция психологии народов гласит, что:

1 – национальный характер и культура народа непосредственно обусловлена географическими и климатическими факторами;

2 – география первична по отношению к социологии и физике;

3 – география первична по отношению к психологии;

4 – психология народов есть подразделение географии как самостоятельной науки;

5 – психология народов не связана с проблемой географии проживания данных народов.

3. Согласно Штейналю Х., Лацарусу М., народная психология должна быть

1 – справедливой ко всем народам;

2 - исследованием духовной природы человеческого рода, основанием для истории или собственно духовной жизни народа;

3 – картой межкультурного взаимодействия;

4 – предметом политической воли;

5 – экономическим ресурсом государства.

4. Целью этнопсихологических исследований Лебон считал

1 – предотвращение военных конфликтов между государствами;

2 - описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации;

3 – международное экономическое взаимодействие;

4 – духовное единство всех живущих на планете;

5 – создание единой всемирной истории народов.

5. Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнообразных психологических тестов (Роршаха, Блеки и др.) позволил европейским исследователям сделать вывод о существовании:

1 – межкультурных различий;

2 – отсутствия значительных межкультурных различий;

3 – «национальных схем» мышления;

4 – различий в воспитательных системах у разных народов;

5 - «модальной личности», отражающей национальный характер.

6. В России этнопсихологические исследования первоначально были делом

1 – исследователей врачебного дела;

2 – географов;

3 – экономистов;

4 – литераторов, этнографов и языковедов;

5 – политиков.

7. Один из первых российских этнопсихологов -

1 - Овсянико-Куликовский;

2 – Зарецкий;

3 – Сеченов;

4 – Вундт;

5 – Гончаров.

8. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован

1 – решением проблем обороноспособности многонационального государства;

2 - задачей создания нового многонационального общества;

3 – экономическим развитием общества;

4 – политической волей;

5 – межнациональными конфликтами.

9. Третий период развития советской этнопсихологии отличается усилением внимания исследователей к

1 – межнациональной напряженности;

2 – межнациональному разделению труда;

3 – межнациональным конфликтам;

4 – этническим особенностям воспитательного процесса для оптимизации воспитания строителя коммунизма;

5 - различным аспектам сотрудничества народов СССР.

10. Итогом четвертого периода развития этнопсихологии в России стало создание

1 – лаборатории межкультурного взаимодействия в МГУ;

2 – Лаборатории психологии межгрупповых отношений в Институте психологии РАН;

3 – Центра научных исследований межэтнического взаимодействия при Академии Президента РФ;

4 – новых кафедр этнопсихологии в каждом государственном университете СССР;

5 – воспитательной системы, ориентированной на сохранение этнотрадиций.

11. Этнические обычаи – это

1 – элементы общественных праздников;

2 – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений;

3 – предмет изучения культурологов;

4 – важнейшая составляющая фольклора;

5 – этнические нормы поведения.

12. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди

1 – говорят на одном языке;

2 – проживают на одной территории;

3 – являются представителями одного государства;

4 – чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности;

5 – эмоционально привязаны друг к другу.

13. Этническая специфика выражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе передачи «межпоколенного» социального опыта народа – это идея из области

1 – этнолингвистики;

2 – этнопсихологии;

3 – этносоциологии;

4 – культурологи;

5 – политики.

14. Преобладающая во второй половине XIX века биологическая ориентация выражалась в отождествлении культурных различий и

1 – экономических;

2 – расовых;

3 – возрастных;

4 – политических;

5 – индивидуальных.

15. Представитель французской социологической школы, Л. Леви-Брюль, считал, что мышление человека, живущего в условиях примитивной культуры

1 – дологично и мифологично;

2 – примитивно;

3 – аналогично представителю европейской культуры;

4 – должно оцениваться вне культурного фактора;

5 – не измеримо.

16. Один из наиболее прогрессивных выводов современной сравнительной психологии состоит в том, что

1 – формы логического мышления у разных культур различны;

2 – различные формы логического мышления вытекают из основных форм практики субъекта, а не из его внутренних психологических особенностей;

3 – познавательная активность индивидуальна;

4 – нет закономерностей между формами мышления и породившими их культурами;

5 – современные культуры порождают те же формы логического мышления, что и традиционные.

17. Основной в определении этнических особенностей психики является

1 – генотип;

2 – фенотип;

3 – этнический темперамент;

4 – социокультурная детерминанта;

5 – набор случайных детерминант.

18. Л. Н. Гумилев разделяет этносы на два типа

1 – первобытные и развитые;

2 – гомеостатнческие и динамические;

3 – традиционные и современные;

4 – логические и алогические;

5 – конгруэнтные и гомеостатические.

19. Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают

1 – уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга;

2 – иерархизация социальных отношений;

3 – доминирующая роль одного языка;

4 – понимание того, что одна культура является более развитой, нежели другая;

5 – сохранение собственных ценностей, отличных от ценностей взаимодействия.

20. Автостереотип

1 – описывает стереотипы относительно собственной этногруппы;

2 – описывает представления о других этнических группах;

3 – не является стереотипом;

4 – входит в Я-концепцию личности;

5 – является ведущим механизмом этнической социализации.

21. Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в форме

1 – различных форм этнокультурных наказаний;

2 – устного народного творчества, сохраняющего в памяти поколений идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты;

3 – различных форм этнокультурных поощрений;

4 – народных пословиц и поговорок;

5 – народных сказаний и былин.

22. Наука этнология связана с антропологией таким образом, что

1 – данные понятия синонимичны;

2 – этнология шире, чем антропология;

3 – этнология является частью антропологии;

4 – эта связь несущественна;

5 – происходит подмена понятий.

23. Теория эволюционизма непосредственно связана с теорией:

1 – развития;

2 – когнитивного диссонанса;

3 – примата бессознательного над сознанием;

4 – конструктивизма;

5 – психоанализа.

24. Согласно одному из основных положений теории диффузионизма

1 – современные бесписьменные народы являются пережитком древних времен;

2 – схожесть тех или иных культур объясняется тем, что все люди имеют примерно одни и те же умственные способности;

3 – происхождение культурных элементов имеет географическую привязку;

4 – развитие любого культурного элемента изначально предопределено;

5 - задачей этнологии является изучение функций культурных явлений.

25. Этносу присущи

1 – единые пищевые пристрастия;

2 – определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса;

3 – общие формы конфликтного поведения;

4 – общая историческая память и литература;

5 – только биологические детерминанты.

26. Ученицей антрополога Ф.Боаса была

1 – М.Кон;

2 – С.Свифт;

3 – Р.Бенедикт;

4 – Ю.Корнелиус;

5 – Д.Гир.

27. В XX веке антропологи разработали такой метод исследования национального характера и национальной культуры как

1 – экспериментальный;

2 – культурный;

3 – непосредственный;

4 – «на расстоянии»;

5 – литературный.

28. С культуро-центрированным подходом связано такое направление исследований национального характера, широко распространенное в 40-е годы, как

1 – исследования национально характера через посредство культурной продукции;

2 – исследования национального характера в процессе военных действий;

3 – исследования национального характера через материнскую депривацию;

4 – исследования национального характера в межкультурном взаимодействии;

5 - исследования национального характера в процессе межкультурного конфликта.

29. К моноактивным культурам относится культура:

1 – России;

2 – Германии;

3 – Японии;

4 – Италии;

5 – Китая.

30. К реактивной культуре относится культура:

1 – Великобритании;

2 – Германии;

3 – Японии;

4 – Италии;

5 – США.

Ключ: 1 - 3; 2 - 1; 3 - 2; 4 – 2; 5 – 5; 6 – 4; 7 – 1; 8 – 2; 9 – 5; 10 – 2; 11 – 2; 12 – 4; 13 – 3; 14 – 2; 15 – 1; 16 – 2; 17 – 4; 18 – 2; 19 – 1; 20 – 1; 21 – 2; 22 – 2; 23 – 1; 24 – 3; 25 – 2; 26 – 3; 27 – 4; 28 – 1; 29 – 2; 30 – 3.