3. Тест по дисциплине
1. Монтескье считал, что дух народа зависит:
1 – от экономических показателей;
2 – от единства семейных кланов;
3 – от воздействия климата, почвы и рельефа местности;
4 – от взаимодействия с другими народами;
5 – от политических успехов правящей клики.
2. Географический детерминизм как объяснительная концепция психологии народов гласит, что:
1 – национальный характер и культура народа непосредственно обусловлена географическими и климатическими факторами;
2 – география первична по отношению к социологии и физике;
3 – география первична по отношению к психологии;
4 – психология народов есть подразделение географии как самостоятельной науки;
5 – психология народов не связана с проблемой географии проживания данных народов.
3. Согласно Штейналю Х., Лацарусу М., народная психология должна быть
1 – справедливой ко всем народам;
2 - исследованием духовной природы человеческого рода, основанием для истории или собственно духовной жизни народа;
3 – картой межкультурного взаимодействия;
4 – предметом политической воли;
5 – экономическим ресурсом государства.
4. Целью этнопсихологических исследований Лебон считал
1 – предотвращение военных конфликтов между государствами;
2 - описание душевного строя исторических рас и определение зависимости от него истории народа, его цивилизации;
3 – международное экономическое взаимодействие;
4 – духовное единство всех живущих на планете;
5 – создание единой всемирной истории народов.
5. Целый ряд сравнительных исследований этнических групп с применением разнообразных психологических тестов (Роршаха, Блеки и др.) позволил европейским исследователям сделать вывод о существовании:
1 – межкультурных различий;
2 – отсутствия значительных межкультурных различий;
3 – «национальных схем» мышления;
4 – различий в воспитательных системах у разных народов;
5 - «модальной личности», отражающей национальный характер.
6. В России этнопсихологические исследования первоначально были делом
1 – исследователей врачебного дела;
2 – географов;
3 – экономистов;
4 – литераторов, этнографов и языковедов;
5 – политиков.
7. Один из первых российских этнопсихологов -
1 - Овсянико-Куликовский;
2 – Зарецкий;
3 – Сеченов;
4 – Вундт;
5 – Гончаров.
8. В первые годы становления Советского государства интерес к этнической проблематике был стимулирован
1 – решением проблем обороноспособности многонационального государства;
2 - задачей создания нового многонационального общества;
3 – экономическим развитием общества;
4 – политической волей;
5 – межнациональными конфликтами.
9. Третий период развития советской этнопсихологии отличается усилением внимания исследователей к
1 – межнациональной напряженности;
2 – межнациональному разделению труда;
3 – межнациональным конфликтам;
4 – этническим особенностям воспитательного процесса для оптимизации воспитания строителя коммунизма;
5 - различным аспектам сотрудничества народов СССР.
10. Итогом четвертого периода развития этнопсихологии в России стало создание
1 – лаборатории межкультурного взаимодействия в МГУ;
2 – Лаборатории психологии межгрупповых отношений в Институте психологии РАН;
3 – Центра научных исследований межэтнического взаимодействия при Академии Президента РФ;
4 – новых кафедр этнопсихологии в каждом государственном университете СССР;
5 – воспитательной системы, ориентированной на сохранение этнотрадиций.
11. Этнические обычаи – это
1 – элементы общественных праздников;
2 – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений;
3 – предмет изучения культурологов;
4 – важнейшая составляющая фольклора;
5 – этнические нормы поведения.
12. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди
1 – говорят на одном языке;
2 – проживают на одной территории;
3 – являются представителями одного государства;
4 – чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности;
5 – эмоционально привязаны друг к другу.
13. Этническая специфика выражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе передачи «межпоколенного» социального опыта народа – это идея из области
1 – этнолингвистики;
2 – этнопсихологии;
3 – этносоциологии;
4 – культурологи;
5 – политики.
14. Преобладающая во второй половине XIX века биологическая ориентация выражалась в отождествлении культурных различий и
1 – экономических;
2 – расовых;
3 – возрастных;
4 – политических;
5 – индивидуальных.
15. Представитель французской социологической школы, Л. Леви-Брюль, считал, что мышление человека, живущего в условиях примитивной культуры
1 – дологично и мифологично;
2 – примитивно;
3 – аналогично представителю европейской культуры;
4 – должно оцениваться вне культурного фактора;
5 – не измеримо.
16. Один из наиболее прогрессивных выводов современной сравнительной психологии состоит в том, что
1 – формы логического мышления у разных культур различны;
2 – различные формы логического мышления вытекают из основных форм практики субъекта, а не из его внутренних психологических особенностей;
3 – познавательная активность индивидуальна;
4 – нет закономерностей между формами мышления и породившими их культурами;
5 – современные культуры порождают те же формы логического мышления, что и традиционные.
17. Основной в определении этнических особенностей психики является
1 – генотип;
2 – фенотип;
3 – этнический темперамент;
4 – социокультурная детерминанта;
5 – набор случайных детерминант.
18. Л. Н. Гумилев разделяет этносы на два типа
1 – первобытные и развитые;
2 – гомеостатнческие и динамические;
3 – традиционные и современные;
4 – логические и алогические;
5 – конгруэнтные и гомеостатические.
19. Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают
1 – уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга;
2 – иерархизация социальных отношений;
3 – доминирующая роль одного языка;
4 – понимание того, что одна культура является более развитой, нежели другая;
5 – сохранение собственных ценностей, отличных от ценностей взаимодействия.
20. Автостереотип
1 – описывает стереотипы относительно собственной этногруппы;
2 – описывает представления о других этнических группах;
3 – не является стереотипом;
4 – входит в Я-концепцию личности;
5 – является ведущим механизмом этнической социализации.
21. Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в форме
1 – различных форм этнокультурных наказаний;
2 – устного народного творчества, сохраняющего в памяти поколений идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты;
3 – различных форм этнокультурных поощрений;
4 – народных пословиц и поговорок;
5 – народных сказаний и былин.
22. Наука этнология связана с антропологией таким образом, что
1 – данные понятия синонимичны;
2 – этнология шире, чем антропология;
3 – этнология является частью антропологии;
4 – эта связь несущественна;
5 – происходит подмена понятий.
23. Теория эволюционизма непосредственно связана с теорией:
1 – развития;
2 – когнитивного диссонанса;
3 – примата бессознательного над сознанием;
4 – конструктивизма;
5 – психоанализа.
24. Согласно одному из основных положений теории диффузионизма
1 – современные бесписьменные народы являются пережитком древних времен;
2 – схожесть тех или иных культур объясняется тем, что все люди имеют примерно одни и те же умственные способности;
3 – происхождение культурных элементов имеет географическую привязку;
4 – развитие любого культурного элемента изначально предопределено;
5 - задачей этнологии является изучение функций культурных явлений.
25. Этносу присущи
1 – единые пищевые пристрастия;
2 – определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса;
3 – общие формы конфликтного поведения;
4 – общая историческая память и литература;
5 – только биологические детерминанты.
26. Ученицей антрополога Ф.Боаса была
1 – М.Кон;
2 – С.Свифт;
3 – Р.Бенедикт;
4 – Ю.Корнелиус;
5 – Д.Гир.
27. В XX веке антропологи разработали такой метод исследования национального характера и национальной культуры как
1 – экспериментальный;
2 – культурный;
3 – непосредственный;
4 – «на расстоянии»;
5 – литературный.
28. С культуро-центрированным подходом связано такое направление исследований национального характера, широко распространенное в 40-е годы, как
1 – исследования национально характера через посредство культурной продукции;
2 – исследования национального характера в процессе военных действий;
3 – исследования национального характера через материнскую депривацию;
4 – исследования национального характера в межкультурном взаимодействии;
5 - исследования национального характера в процессе межкультурного конфликта.
29. К моноактивным культурам относится культура:
1 – России;
2 – Германии;
3 – Японии;
4 – Италии;
5 – Китая.
30. К реактивной культуре относится культура:
1 – Великобритании;
2 – Германии;
3 – Японии;
4 – Италии;
5 – США.
Ключ: 1 - 3; 2 - 1; 3 - 2; 4 – 2; 5 – 5; 6 – 4; 7 – 1; 8 – 2; 9 – 5; 10 – 2; 11 – 2; 12 – 4; 13 – 3; 14 – 2; 15 – 1; 16 – 2; 17 – 4; 18 – 2; 19 – 1; 20 – 1; 21 – 2; 22 – 2; 23 – 1; 24 – 3; 25 – 2; 26 – 3; 27 – 4; 28 – 1; 29 – 2; 30 – 3.
- Аннотация
- Задачи:
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес (по Льюис Ричард д.)………71
- Глава 1. История этнической психологии
- 1. 1. Европейские философы о психологии народов
- 1.2. Современная западная этническая психология
- 1. 3. Становление этнической психологии в россии
- 1. 4. Советская этническая психология
- Глава 2. Теория и методология этнопсихологии
- 2.1. Традиционная структура психологии этноса
- 2.2. Предмет современной этнической психологии
- Глава 3. Этнопсихология как социальная наука
- 3.1. Этнические особенности познавательных процессов
- 3.2. Этнические факторы развития личности
- 3.3. Этническая общность
- 3.4. Этнические стереотипы
- 3.5. Этнические ценности
- Глава 4. Практическая этнопсихология
- 4.1. Этнопсихологическии аспект в педагогике
- 4.2. Русские и судьба россии
- Глава 5. Этнопсихология и этнология
- 5.1. Предмет изучения этнологии. Этнология в системе наук
- 5.2. Теория эволюционизма
- 5.3. Теория диффузионизма
- 5.4. Теория функционализма
- 5.5. Основные понятия этнологии
- 5.6. История исследований «национального характера»
- Идеи Франца Боаса
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
- 5.7. Исследования национального характера в XX веке
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Психоанализ и исследования национального характера
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес
- 6.1. Введение в этнопсихологию бизнес-коммуникаций
- 6.2. Роль языка в формировании картины мира с позиции управления бизнесом
- 6.3. Роль культуры в управлении бизнесом
- 6.4. Менеджмент в международном бизнесе
- 6.4.1. Классификация культур
- Характеристики «идеальных» представителей культур
- 6.4.2. Использование времени в различных культурах
- 6.4.3. Статус, лидерство и организация
- 6.4.4. Создание международных команд
- 2. Контрольные вопросы
- 3. Тест по дисциплине
- 4. Темы рефератов / эссе
- Рекомендуемая литература для написания реферата / эссе
- 5. Глоссарий
- 6. Литература
- 6.1. Основная:
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова.Учебное пособие. СПб.: Издательство сПбГу, 2000.
- 6.2. Дополнительная:
- Лурье с.В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.
- Льюис Ричард д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. С англ. – 2-е изд. – м.: Дело, 2001.