Влияние психоанализа на этнологические исследования
С первых лет существования психологической антропологии она испытывала сильное влияние психоанализа. На первых порах это влияние в наибольшей мере оно ощущалось в выборе предмет исследования. Но очень скоро в антропологию проникли многие теоретические концепции психоанализа.
Напомним, что психоанализ, основоположником которого был Зигмунд Фрейд (Freud, 1859 — 1939), возник одновременно как психотерапевтическая практика и как концепция личности. По Фрейду, формирование человеческой личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет как нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь, сексуальные. Таким образом психике человека наносятся травмы, которые затем в различных формах — в виде изменений черт характера, в виде психических заболеваний, в виде навязчивых сновидений, в виде особенностей художественного творчества и т.д. — дают о себе знать в течение всей человеческой жизни.
Именно из этого постулата Фрейда этнологами делался вывод о том, что различия в практике детского воспитания у различных народов приводят к формированию у разных народов своеобразных черт характера, ведь дети, выросшие в одной и той же социокультурной среде получают одни и те же психологические травмы, отличающиеся от тех психологических травм, которые получают дети, растущие в иной социокультурной среде.
Важным вкладом Фрейда в науку было создание им учения о структуре человеческой психики.
Это учение предстает в трудах Фрейда в двух вариантах. В одном случае выделялись «бессознательной» (содержание которого принципиально недоступно осознанию человеком в более-менее адекватной форме), «предсознание» (содержание которого в обыденной жизни человеком не осознается, но может осознаваться в определенных ситуациях) и «сознание». Во втором случае выделялось «оно» (“id”) — хранилище вытесненных из человеческого сознания в качестве недопустимых в обществе людей импульсов и желаний, «я» (“ego”) и «сверх-я» (“super-ego”) — система запретов, усвоенных человеком в раннем детстве и не вполне осознаваемая им. Между «оно» и «я» стоит «защитный барьер», который имеет функцию психологической «цензуры».
Последняя не дает возможности бессознательным импульсам вырываться наружу. Сознание не синонимично «я», поскольку психоаналитики рассматривали целый ряд бессознательных функций «я», в частности функцию психологической защиты. Учение о защитных механизмах дало значительный толчок в исследовании культур и обществ в психологическом аспекте, а так же исследований адаптивных функций и свойств культуры, о чем мы будем говорить ниже.
Очень многие из психоаналитиков, по крайней мере в некоторых из своих работ, обращаются к проблемам антропологии — более или менее удачно. Начало этому положил сам Фрейд, опубликовав еще в 1913 г. работу «Тотем и табу».
К антропологии обращались и такие психоаналитики, представляющие различные направления в этом учении, как Фромм, Рейх, Рохайм, Салливан, Эриксон, Дереве, создавший особое направление — этнопсихиатрия.
Какие из их идей повлияли на развитие психоантропологии в особой степени? Надо отметить, что эти идеи черпались главным образом не из тех работ профессиональных психоаналитиков, которые писались ими на антропологическом материале, где они чаще всего проявляли себя как дилетанты. (А. Кардинер, об этнологической концепции которого мы будем говорить ниже, представляли в этом смысле счастливое исключение.) Так, особое влияние на психологическую антропологию оказала работа Фрейда «Толкование сновидений», то есть работа, написанная целиком на клиническом материале и посвященная проблемам заболевания истерией.
Перечислим несколько основополагающих идей Фрейда, которые были изложены в этой работе и которые легли в основание психологической антропологии.
- Аннотация
- Задачи:
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес (по Льюис Ричард д.)………71
- Глава 1. История этнической психологии
- 1. 1. Европейские философы о психологии народов
- 1.2. Современная западная этническая психология
- 1. 3. Становление этнической психологии в россии
- 1. 4. Советская этническая психология
- Глава 2. Теория и методология этнопсихологии
- 2.1. Традиционная структура психологии этноса
- 2.2. Предмет современной этнической психологии
- Глава 3. Этнопсихология как социальная наука
- 3.1. Этнические особенности познавательных процессов
- 3.2. Этнические факторы развития личности
- 3.3. Этническая общность
- 3.4. Этнические стереотипы
- 3.5. Этнические ценности
- Глава 4. Практическая этнопсихология
- 4.1. Этнопсихологическии аспект в педагогике
- 4.2. Русские и судьба россии
- Глава 5. Этнопсихология и этнология
- 5.1. Предмет изучения этнологии. Этнология в системе наук
- 5.2. Теория эволюционизма
- 5.3. Теория диффузионизма
- 5.4. Теория функционализма
- 5.5. Основные понятия этнологии
- 5.6. История исследований «национального характера»
- Идеи Франца Боаса
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
- 5.7. Исследования национального характера в XX веке
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Психоанализ и исследования национального характера
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес
- 6.1. Введение в этнопсихологию бизнес-коммуникаций
- 6.2. Роль языка в формировании картины мира с позиции управления бизнесом
- 6.3. Роль культуры в управлении бизнесом
- 6.4. Менеджмент в международном бизнесе
- 6.4.1. Классификация культур
- Характеристики «идеальных» представителей культур
- 6.4.2. Использование времени в различных культурах
- 6.4.3. Статус, лидерство и организация
- 6.4.4. Создание международных команд
- 2. Контрольные вопросы
- 3. Тест по дисциплине
- 4. Темы рефератов / эссе
- Рекомендуемая литература для написания реферата / эссе
- 5. Глоссарий
- 6. Литература
- 6.1. Основная:
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова.Учебное пособие. СПб.: Издательство сПбГу, 2000.
- 6.2. Дополнительная:
- Лурье с.В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.
- Льюис Ричард д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. С англ. – 2-е изд. – м.: Дело, 2001.