Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
Динамическая концепция личности, которая предполагает, что психика человека имеет как сознательный, так и бессознательный пласт, между которыми стоит защитный барьер, осуществляющий функцию цензуры и репрессирующий те импульсы бессознательного, которые могут привести человека к конфликту с его социальной средой.
Концепция так называемого психосимволического механизма, посредством которого содержание бессознательного (образы, желания, импульсы, воспоминания, фантазии) трансформируются (или, как говорил Фрейд, сублимируются) таким образом, что могут стать содержанием сознания человека, не приводя его к конфликту.
Концепция формирования бессознательного человека путем того, что в него вытесняется весь опыт травмирующий человека (это относится прежде всего к первым годам жизни человека).
Кроме того, необходимо сказать об использование этнологами психоаналитических методик, в частности, метода свободных ассоциаций, для изучение содержания бессознательного человека и того, как оно влияет на его сознание.
Как выразился один из психоантропологов (Филипп Бокк), с точки зрения Фрейда, культура является для общества тем, чем невроз — для индивида. Если принять этот тезис, то мы должны заключить, что общественные институции могут рассматриваться как компенсаторные механизмы и их устроение анализироваться в связи с травмирующим опытом, полученным членами того или общества в ранний период своей жизни.
Из более поздних работ Фрейда психоантропологией были заимствованы идея трехчастной структуры личности, состоящей из «ид» («оно»), «эго», и «супер-эго», и концепции, описывающия взаимодействие этих структур.
Интересны исследования Рохайма, касающиеся способов выражения в различных тапах личностей, сформировавшихся в различных культурах, «супер-эго». Акцент на такого рода вариациях, как считал сам Рохайм «является основной причиной недопонимания между антропологией и психоанализом. Это очень просто, но в тоже время фатально... Среди антропологов широко распространено убеждение, что хотя у нас, представителей иудео-христианской цивилизации, имеется “супер-эго”, действия представителей иных народов направляются иным образом... Если даже внутри нашей цивилизации мораль и “супер-эго” имеют различные формы и их соотношение не так легко объяснить, то относительно представителей других цивилизаций антропологи говорят: эти народы не имеют супер-эго, то есть они не имеют соответствующего нашему этического кода».6
В качестве примера Рохайм ссылается на исследования японской культуры, осуществленные Рут Бенедикт. Она писала: «”Супер-эго” в этих двух культурах (нашей собственной и японской) состоят в огромной мере из совершенно разных компонентов. Говоря о японской культуре, я не стала бы даже употреблять термин “супер-эго”. Здесь необходимо объяснить, что японцам практически неведомо понятие греха, но для них существует понятия “быть осмеянным”, “опозориться”. Поэтому я не использую выражение “супер-эго” и не использую слово “внутренний комплекс”, поскольку в рамках японской культуры значение “внутреннего комплекса” настолько отличается от того, как понимаем его мы, что, описывая то явление, которое под ним подразумевается применительно к японцам, лучше вообще обходиться без этого термина».7 Рассмотрим современные исследования, посвященные национальному характеру.
- Аннотация
- Задачи:
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес (по Льюис Ричард д.)………71
- Глава 1. История этнической психологии
- 1. 1. Европейские философы о психологии народов
- 1.2. Современная западная этническая психология
- 1. 3. Становление этнической психологии в россии
- 1. 4. Советская этническая психология
- Глава 2. Теория и методология этнопсихологии
- 2.1. Традиционная структура психологии этноса
- 2.2. Предмет современной этнической психологии
- Глава 3. Этнопсихология как социальная наука
- 3.1. Этнические особенности познавательных процессов
- 3.2. Этнические факторы развития личности
- 3.3. Этническая общность
- 3.4. Этнические стереотипы
- 3.5. Этнические ценности
- Глава 4. Практическая этнопсихология
- 4.1. Этнопсихологическии аспект в педагогике
- 4.2. Русские и судьба россии
- Глава 5. Этнопсихология и этнология
- 5.1. Предмет изучения этнологии. Этнология в системе наук
- 5.2. Теория эволюционизма
- 5.3. Теория диффузионизма
- 5.4. Теория функционализма
- 5.5. Основные понятия этнологии
- 5.6. История исследований «национального характера»
- Идеи Франца Боаса
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
- 5.7. Исследования национального характера в XX веке
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Психоанализ и исследования национального характера
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес
- 6.1. Введение в этнопсихологию бизнес-коммуникаций
- 6.2. Роль языка в формировании картины мира с позиции управления бизнесом
- 6.3. Роль культуры в управлении бизнесом
- 6.4. Менеджмент в международном бизнесе
- 6.4.1. Классификация культур
- Характеристики «идеальных» представителей культур
- 6.4.2. Использование времени в различных культурах
- 6.4.3. Статус, лидерство и организация
- 6.4.4. Создание международных команд
- 2. Контрольные вопросы
- 3. Тест по дисциплине
- 4. Темы рефератов / эссе
- Рекомендуемая литература для написания реферата / эссе
- 5. Глоссарий
- 6. Литература
- 6.1. Основная:
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова.Учебное пособие. СПб.: Издательство сПбГу, 2000.
- 6.2. Дополнительная:
- Лурье с.В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.
- Льюис Ричард д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. С англ. – 2-е изд. – м.: Дело, 2001.