3.5. Этнические ценности
В современной социально-психологической науке под ценностью понимают предельно обобщенный социальный опыт, получаемый в фило- и онтогенезе.
Процесс иерархизации ценностей, выделения высших из них, осуществляется в группе, в том числе этнической, при совместной деятельности и общении. Существует горизонтальная (внутри группы, этноса) и вертикальная (межпоколенная) передача ценностей. Индивид, принявший присущую группе систему ценностей, становится носителем группового сознания. Если же речь идет об этнических ценностях, то употребляется термин «этнофор», обозначающий индивида как носителя этнического сознания. Поэтому этнические ценности всегда двойственны по своей структуре, так как психологичны по локусу существования и социальны по функции.
В этнической психологии существует несколько классификаций этнических ценностей. Одна из последних предложена А. О. Бороноевым и П. И. Смирновым, на примере русского этноса выделившими 5 групп ценностей:
1) модусы социальной значимости, включающие в себя целевые ценности субъекта деятельности: духовность, знания, слава, мастерство, дело, власть, богатство;
2) инструментальные ценности социального происхождения: право, справедливость, свобода, солидарность, милосердие;
3) инструментальные ценности природного происхождения: жизнь, ум, здоровье, ловкость, сила, красота;
4) целевые ценности субъекта, содержащие в себе характеристики природной среды: вещество, энергия, пространство;
высшие общечеловеческие ценности: бог, общество, родной народ, человек (как «ближний»).
Присущий этническим ценностям аффективный элемент реализуется через индивидуальные и коллективные ценностные отношения к действительности. Эти ценностные отношения фиксируются в идейно-психологических формах: мнениях, образах, персонификациях общественных отношений. В них отражены представления о действительности, желаемом, должном, справедливом.
Процесс формирования и становления у индивида этнического проходит ряд стадий, соответствующих уровням диспозиционной регуляции социального поведения личности. Базирующаяся на ценностных ориентациях личности система диспозиций в качестве регуляторов социального поведения личности впервые была предложена В. А. Ядовым.
Первому уровню этнических диспозиций соответствуют национальные чувства. Индивид на начальном этапе онтогенеза в процессе социализации (этнизации) вырабатывает комплекс стойких поведенческих реакций на представителей своего этноса.
По мере взросления индивид все чаще и чаще становится сначала зрителем, а затем и участником ритуалов, вытекающих из национальных традиций. Это второй уровень этнических диспозиций, соответствующий национальной психологии. Национальные чувства при этом укрепляются.
На третьем уровне этнических диспозиций — уровне национального самосознания — уже можно говорить о примате когнитивных компонентов над аффективными.
И, наконец, четвертому, высшему, уровню этнических диспозиций в структуре личности соответствует национальная идеология. На этом уровне происходит усвоение (интериоризация, по Л. С. Выготскому) выработанных как обществом, так и государством концепций этнического, схем межэтнических отношений, представлений об этносах, норм поведения в полиэтническом социуме, идеалов «желаемого будущего», «справедливого будущего», «базовой для конкретного этноса личности» и других идеально-ценностных конструкций, призванных выполнять регулирующую функцию в обществе.
Этот уровень этнического в определенной мере зависит от политики государства в национальном вопросе, он подвержен воздействию государственных институтов, средств массовой информации как прямо, так и косвенно.
Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов. Только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием. Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней.
Наряду с традиционными средствами этнической консолидации (флаг, греб, гимн) существуют и более современные: этническая элита и истеблишмент, баланс между которыми влияет на стабильность государства и общества. Национальная идеология вырабатывается элитой, однако ее реализация осуществляется истеблишментом.
- Аннотация
- Задачи:
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес (по Льюис Ричард д.)………71
- Глава 1. История этнической психологии
- 1. 1. Европейские философы о психологии народов
- 1.2. Современная западная этническая психология
- 1. 3. Становление этнической психологии в россии
- 1. 4. Советская этническая психология
- Глава 2. Теория и методология этнопсихологии
- 2.1. Традиционная структура психологии этноса
- 2.2. Предмет современной этнической психологии
- Глава 3. Этнопсихология как социальная наука
- 3.1. Этнические особенности познавательных процессов
- 3.2. Этнические факторы развития личности
- 3.3. Этническая общность
- 3.4. Этнические стереотипы
- 3.5. Этнические ценности
- Глава 4. Практическая этнопсихология
- 4.1. Этнопсихологическии аспект в педагогике
- 4.2. Русские и судьба россии
- Глава 5. Этнопсихология и этнология
- 5.1. Предмет изучения этнологии. Этнология в системе наук
- 5.2. Теория эволюционизма
- 5.3. Теория диффузионизма
- 5.4. Теория функционализма
- 5.5. Основные понятия этнологии
- 5.6. История исследований «национального характера»
- Идеи Франца Боаса
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
- 5.7. Исследования национального характера в XX веке
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Психоанализ и исследования национального характера
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес
- 6.1. Введение в этнопсихологию бизнес-коммуникаций
- 6.2. Роль языка в формировании картины мира с позиции управления бизнесом
- 6.3. Роль культуры в управлении бизнесом
- 6.4. Менеджмент в международном бизнесе
- 6.4.1. Классификация культур
- Характеристики «идеальных» представителей культур
- 6.4.2. Использование времени в различных культурах
- 6.4.3. Статус, лидерство и организация
- 6.4.4. Создание международных команд
- 2. Контрольные вопросы
- 3. Тест по дисциплине
- 4. Темы рефератов / эссе
- Рекомендуемая литература для написания реферата / эссе
- 5. Глоссарий
- 6. Литература
- 6.1. Основная:
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова.Учебное пособие. СПб.: Издательство сПбГу, 2000.
- 6.2. Дополнительная:
- Лурье с.В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.
- Льюис Ричард д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. С англ. – 2-е изд. – м.: Дело, 2001.