3.2. Этнические факторы развития личности
Основной задачей этнопсихологического подхода к изучению личности является определение закономерностей ее развития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.
В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности?
Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
Индивидуализация – это процесс становления личности путем селекции, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для общества.
Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т. п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация — это долг личности, а индивидуализация – ее право.
Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.
Рассмотрим более подробно, как протекает процесс социализации личности. В. А. Ядов выделяет четыре этапа социализации:
1) освоение предметной деятельности в семье;
2) освоение общения в различных малых группах;
3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах;
4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.
Четыре этапа социализации – это те ступеньки, по которым проходит личность в процессе онтогенеза. Личность формируется в обществе, поэтому категория, парная понятию «личность», – это «общество».
Отсюда: каково общество, такова и личность. Такой социологический подход к понятию «личность» предполагает, прежде всего, изучение факторов социальной среды, формирующих личность. Представление о том, что социализация личности – единственный процесс ее развития, как мы отмечали выше, преодолевается посредством введения понятия «индивидуализация личности, если понимать индивидуализацию как процесс влияния личности на общество.
Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка.
Вторым важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества. Человечество имеет разные модели личности в зависимости от этнокультурных традиций и общественно-экономического строя. Различные социальные общности предъявляют к формированию личности свои специфические требования.
И. С. Кон проводит сравнение моделей личности, сформировавшихся под влиянием западной (европейской) и восточной (японской) культурных традиций.
Он отмечает, что западная модель человека является активно предметной, западная (европейская) культура дает установку личности формироваться в деятельности, в деяниях и поступках. Поэтому не случаен психологический принцип единства сознания и деятельности. Восточная культура не придает такого значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.
Третьим важным фактором социализации является общение.
Двигаясь по пути социализации и индивидуализации, личность создает свою систему отношений к окружающим ее людям и предметам, к самой себе. В социальной психологии отношение личности к самой себе известно под термином «Я-концепция». По определению Т. Шибутани, «Я-концепция» – это то, что человек значит для самого себя, это способ его поведения. Она формируется с помощью двух механизмов: персонификации и идентификации.
Персонификация – это перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека в процессе сравнения себя с ним.
Идентификация – это, напротив, перенесение личностных качеств другого на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те качества, которыми обладает избранник.
Для этнической психологии личности важна проблема этнической идентификации. Этническая идентификация означает осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу.
Для осознания необходимости этнической идентификации важны две основные потребности личности:
1) потребность принадлежности к общности, группе;
2) потребность в самобытности, уникальности своего «Я», уверенности в себе, независимости от других.
Указанные потребности человека вступают в противоречие друг с другом. Но личности необходимо удовлетворить обе эти потребности и, следовательно, согласовать их между собой. Процесс согласования выражается в том, что человек, с одной стороны, удовлетворяя свою потребность в принадлежности к общности, идентифицирует себя с этнической общностью и формирует чувство «мы», а с другой стороны, удовлетворяя потребность в самобытности, отделяет свою общность, определяет ее специфичность в сравнении с другими общностями и формирует чувство «они».
В стабильном обществе необходимость этнической идентификации находится в скрытом состоянии, актуализируется же она в нестабильном обществе, в ситуации межнационального конфликта.
- Аннотация
- Задачи:
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес (по Льюис Ричард д.)………71
- Глава 1. История этнической психологии
- 1. 1. Европейские философы о психологии народов
- 1.2. Современная западная этническая психология
- 1. 3. Становление этнической психологии в россии
- 1. 4. Советская этническая психология
- Глава 2. Теория и методология этнопсихологии
- 2.1. Традиционная структура психологии этноса
- 2.2. Предмет современной этнической психологии
- Глава 3. Этнопсихология как социальная наука
- 3.1. Этнические особенности познавательных процессов
- 3.2. Этнические факторы развития личности
- 3.3. Этническая общность
- 3.4. Этнические стереотипы
- 3.5. Этнические ценности
- Глава 4. Практическая этнопсихология
- 4.1. Этнопсихологическии аспект в педагогике
- 4.2. Русские и судьба россии
- Глава 5. Этнопсихология и этнология
- 5.1. Предмет изучения этнологии. Этнология в системе наук
- 5.2. Теория эволюционизма
- 5.3. Теория диффузионизма
- 5.4. Теория функционализма
- 5.5. Основные понятия этнологии
- 5.6. История исследований «национального характера»
- Идеи Франца Боаса
- Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
- Маргарет Мид: создание эталона полевого исследования
- Влияние психоанализа на этнологические исследования
- Основные идеи Фрейда легшие в основание психологической антропологии
- 5.7. Исследования национального характера в XX веке
- Культуро-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Личностно-центрированный подход к исследованиям национального характера
- Психоанализ и исследования национального характера
- Глава 6. Этнопсихология и бизнес
- 6.1. Введение в этнопсихологию бизнес-коммуникаций
- 6.2. Роль языка в формировании картины мира с позиции управления бизнесом
- 6.3. Роль культуры в управлении бизнесом
- 6.4. Менеджмент в международном бизнесе
- 6.4.1. Классификация культур
- Характеристики «идеальных» представителей культур
- 6.4.2. Использование времени в различных культурах
- 6.4.3. Статус, лидерство и организация
- 6.4.4. Создание международных команд
- 2. Контрольные вопросы
- 3. Тест по дисциплине
- 4. Темы рефератов / эссе
- Рекомендуемая литература для написания реферата / эссе
- 5. Глоссарий
- 6. Литература
- 6.1. Основная:
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю.П.Платонова.Учебное пособие. СПб.: Издательство сПбГу, 2000.
- 6.2. Дополнительная:
- Лурье с.В Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. М.: Гаудеамус, 2004.
- Льюис Ричард д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. С англ. – 2-е изд. – м.: Дело, 2001.