logo search
книга семьеведенье Дивицына

Н.Ф.Дивицына

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ ВУЗОВ

Москва

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ 4

Лекция №1 Предмет и метод семьеведения 7

1. Семьеведение, как отрасль знания, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи, ее роли в обществе и семейной политики 7

2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук 8

3. История развития общественной мысли о семье 9

Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества 15

1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» 15

в современной науке и праве 15

2. Исторические формы брака 18

3. Исторические перемены в функционировании семьи 23

Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире 29

1. Определение понятия «функция» семьи 29

2. Характеристика основных функций семьи 29

Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи 37

1. Предмет демографии и демографической политики 37

2. Из истории вопроса 38

3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия 39

4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. 42

Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям 45

1. Семейная структура населения Российской Федерации 45

2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи 46

3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи 47

4. Пути решения социально-экономических проблем семьи 52

Лекция №6 Культура и быт семьи 57

1. Роль отца и матери в семье 57

2. Общение в семье 59

3. Быт семьи 60

4. Влияние быта на жизнь и формирование личности 62

Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи 66

1. Сущность и содержание социальной защиты 66

2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения 69

3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения 74

Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России 78

1. Сущность государственной семейной политики 78

2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации 81

Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье 85

1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения 85

2. Компенсационные выплаты 90

3. Виды социальных льгот 93

Лекция №10 Охрана материнства и детства 98

1. Организация акушерско-гинекологической помощи 98

2. Организация лечебно-профилактической помощи детям 101

3. Работа по формированию здорового образа жизни 102

Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты 108

1. Социальный портрет современной молодой семьи 108

2.Проблемы молодой семьи 111

3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей 116

Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита 118

1. Типы многодетной семьи 118

2. Основные проблемы современной многодетной семьи 119

3. Социальная защита многодетной семьи 121

4. Технология социальной работы с многодетными семьями 123

Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов 127

1.Положение детей-инвалидов в современной России 127

2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями 129

3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей 131

4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, 133

имеющих детей-инвалидов 133

Лекция №14 Социальная защита неполных семей 139

1. Источники формирования неполных семей 140

2. Социально-экономические проблемы неполных семей 142

3. Социально-психологические проблемы неполных семей 142

4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье 143

Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей 146

1.Пожилые люди как социальная общность 146

2. Роль семьи в жизни пожилых людей 147

3. Концепция государственной социальной политики 153

в отношении граждан старшего поколения 153

4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей 154

5. Технология социального обслуживания по­жилых людей 160

Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения 167

1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения 167

2. Система социального обслуживания населения: 168

принципы, функции, виды и формы деятельности 168

3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности 171

Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи 174

1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом 174

2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки 176

3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии 183

и странах «третьего мира» 183

Лекция №1 Предмет и метод семьеведения

  1. Семьеведение, как отрасль знания, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи, ее роли в обществе и семейной политики

  2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук

  3. История развития общественной мысли о семье

Вопросы для самоконтроля

Литература

1. Семьеведение, как отрасль знания, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи, ее роли в обществе и семейной политики

Развитие и совершенствование социальной работы в России явля­ется одной из функциональных про­блем современной науки и практики. В настоящее время создаются ее базовые концепции, идет осмысле­ние ее положения и воздействия на общество в его кризисных условиях. В связи с этим особое значение имеет изучение состояния и определения перспектив важнейшего института общества, каким является семья.

Семья, её интересы, нужды должны быть в центре социальной работы, а семейная политики—приоритетной в социальной политике государства.

Только такая цель позволит ослабить негативные послед­ствия реформирования общества, социальную политику сделает более эффективной, отвечающей полностью нуждам и потреб­ностям российских семей.

Учитывая это, в последнее десятилетие усилился интерес отечественной науки к изучению семьи. Если раньше семья была объектом изучения социологии, демографии, юриспруден­ции, психологии, педагогики и других наук, то теперь ее про­блемами активно занимаются экономисты, философы, экологи, медики. Наметился комплексный, междисциплинарный под­ход к исследованию проблем российской семьи, ее социально-экономических, демографических, социально-правовых, пси­холого-педагогических и других аспектов.

Глубокое изучение проблем современной семьи, психоло­гии и педагогики семейных отношений обеспечит специали­сту по социальной работе и социальному педагогу формиро­вание конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных исследований и социальных технологий. Это позволит оказать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях и в целом совер­шенствовать работу по социальному обслуживанию семьи.

В мировой теории и практике социальной работы, соци­альной защиты семьи, семейный социум рассматривается как приоритетная сфера социальной политики. Отсюда значимость и место семьеведения в системе профессиональной подготовки будущих социальных работников.

Семьеведение—это учение о жизнедеятельности семьи в раз­личных циклах ее развития и на различных уровнях ее орга­низации.

Семьеведение—это особая наука о становлении и развитии семьи, о специфике ее внутренних и внешних связей. Она имеет свой объект и предмет изучения.

Объектом семьеведения, т. е. той сферой, на что направ­лен процесс исследования, является семья как общественная группа, процесс ее формирования и развития как устойчивой социальной системы. Наличие двух основных видов свя­зей семьи (внутренних и внешних), двух ее подсистем (соци­альная группа и социальный институт), различных этапов, типов и функциональных особенностей развития составляет комплекс системных свойств семьи.

Предметную область науки образуют стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. По справедли­вому замечанию известного российского социолога В. А. Ядова, предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении, развитии, как и сам процесс позна­ния. Поэтому со временем, в понимании предмета того или иного научного знания вносятся соответствующие коррек­тивы. Лишь с учетом современного состояния научного зна­ния о семье можно вполне определенно говорить о предмете семьеведения как науки и учебной дисциплины. В общем плане предметом семьеведения является сложная совокупность вну­тренних и внешних связей, механизмов их взаимодействия. При этом необходимо дать и более развернутое определение предмета семьеведения. Им является сфера межличностных отношений в семье, брачно-семейных связей и механизмов воздействия потребностей общества на семейный образ жизни через систему норм, ценностей, традиций и сложив­шихся образцов поведения.

Семьеведение как наука нацелена на постижение сущности семьи. Как учебная дисциплина она является одной из базовых специальных дисциплин программы подготовки специа­листа по социальной работе.