3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
По данным, которые приводятся в журнале «Социальное обеспечение», в России на начало 2000 г. насчитывается более 9,5 млн человек, получающих пенсию по инвалидности. К сожалению, имеет место удручающая тенденция к увеличению данного числа. По прогнозам специалистов, на ближайшие годы ожидается еще большее увеличение числа инвалидов и соответственно, семей, имеющих детей-инвалидов. Такое положение вполне объяснимо: помимо болезней, инвалидность зависит от экологической обстановки, условий труда и быта, уровня и образа жизни, питания, качества здравоохранения и других условий. Ухудшаются они—растет инвалидность. Можно выделить следующие шаги, которые были сделаны в Российской Федерации в рамках государственно-правовой основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями:
Закрепление прав детей-инвалидов в главных сферах и жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений. В Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России»).
Разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей-инвалидов, их физического, умственного, психического развития («Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан РФ», Закон «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», Послание Президента РФ парламенту «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» и др.).
Определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении их размеров». Закон РФ «О социальной защите инвалидов»).
В результате вышеперечисленных и других законодательных актов в Российской Федерации существуют следующие льготы, предоставленные семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями:
Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Первоочередное Получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.
Скидка 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда), оплата коммунальных услуг, пользование телефоном и радио трансляционной точкой. В домах, не имеющих центрального отопления,—скидка со стоимости топлива.
Обеспечение лекарственными препаратами: осуществляется бесплатно или на льготных условиях.
Обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, в учреждениях здравоохранения.
Бесплатное санатарно-курортное лечение детей-инвалидов, а для их родителей — право получения второй путевки для сопровождения.
Предоставление четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из родителей ребенка-инвалида.
В статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закон Российской Федерации Об образовании», закреплено положение о приеме граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которое проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
Социальная работа с семьями, имеющими в своем составе инвалидов Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях:
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя—инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации:
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.
Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.
Необходимо отметить, что семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, как ни какие другие, находятся сегодня в трудном положении. Все существующие льготы (некоторые из них были нами перечислены) не покрывают тех материальных затрат и проблем, с которыми сегодня сталкиваются родители больных детей. Многие льготы только декларируются, а на практике не предоставляются. Это относится, прежде всего, к льготам по жилью, лекарственному обеспечению, предоставлению бесплатных санатарно-курортных путевок. Так, стоимость последних должна погашаться за счет местного бюджета. Для г. Хабаровска путевка в Республиканский центр по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов, находящийся в Москве, будет стоить немало. Поэтому нередки случаи, когда различными чиновниками путевки в уникальные, единственные в своем роде, лечебно-реабилитационные центры попросту «кладут под сукно». Исследование, проведенное в 1997 г. под руководством Г. Г. Силласте (исследовались только семьи с онкобольными детьми) показало, что всего 5% опрошенных не нуждаются в материальной помощи ни со стороны государства, ни родственников. Остальные же на вопрос: «Хватает ли заработной платы для того, чтобы содержать семью?" ответили «нет». Причем дальнейшие ответы показали, что ни основные, а также случайные заработки отцов и матерей, ни помощь родственников, ни социальная пенсия ребенка не могут компенсировать хронический дефицит семейного бюджета.
Поэтому, со всей ответственностью можно констатировать, что меры по улучшению положения семей с детьми-инвалидами, предоставляемые государством, не всегда являются эффективными. В 1999 г. закончилось действие президентской Программы «Дети России», а многое из декларируемого так и осталось нереализованным. Поэтому дальнейшего решения требуют вопросы обеспечения детей-инвалидов медикаментами, ортопедическим оборудованием, обеспечение жильем. Особое место должно быть уделено вопросу более рационального использования государственных средств, направляемых на социальную защиту семей с детьми-инвалидами. Должна быть продолжена и работа теоретиков в области изучения как особенностей взаимоотношений родителей и больных детей различной этиологии инвалидности, как и должен быть продолжен поиск новых методов и технологий социальной адаптации и реабилитации инвалидов и их семей.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»