1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
Конституция РФ предусматривает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2 ст. 7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п. 1 ст. 38).
Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, женщины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других членов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудовых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об ограничении труда женщин на работах в ночное время, запрещении ночных, сверхурочных работ и направлении в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т. д.
Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бесплатно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг. Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сессией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г.1, дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.
Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).
Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории России.
Вправе получать пособия и граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и некоторую иную службу на территории иностранных государств. Исключение составляют: граждане, дети которых находятся на полном государственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. На этих граждан действие закона не распространяется.
Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено им 4 сентября 1995 г.
Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Система таких пособий безусловно претерпит в перспективе существенные изменения, поскольку уровень некоторых пособий явно недостаточен, он не обеспечивает необходимое качество жизни детей. В данной лекции рассмотрим социальные пособия, которые предусмотрены Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также другие пособия, компенсации и льготы, направленные на поддержание института семьи.
Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности.
Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Причем до начала 40-х годов беременность и роды рассматривались как один из случаев обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Впоследствии данная выплата по беременности и родам превратилась в самостоятельный вид пособия. Цель такого пособия—возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин
России это право закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Кодексе законов о труде, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Уже многие годы всем работающим женщинам без какого-либо исключения пособие выдается в размере полного фактического заработка.
Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые:
подлежат государственному социальному страхованию, т. е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными);
обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;
проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;
принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных Международным договором РФ.
Помимо женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными, право на пособие имеют женщины, уволенные по ряду иных причин, если срок отпуска по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения.
Пособие выплачивается за весь период полагающегося отпуска по беременности и родам. Его продолжительность, согласно Федеральному закону, 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. В случае осложненных родов отпуск после родов составляет 86 календарных дней, а при рождении двух или более детей— 110 календарных дней. При многоплодной беременности увеличен отпуск до родов с 70 до 84 календарных дней. Таким образом, минимальная продолжительность отпуска 140 календарных дней, а максимальная—194 календарных дня.
В нашей стране размер пособия по беременности и родам давно составляет 100% заработка и не дифференцируется в зависимости от каких-либо признаков (в отличие от пособия по временной нетрудоспособности). Его выплата осуществляется за счет различных источников: женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию,—за счет средств Фонда социального страхования; другим женщинам—за счет бюджетных ассигнований, выделяемых в установленном порядке учреждениям начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениям послевузовского образования на выплату стипендии или органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и иная приравненная к ней служба.
Неразрывно связано с пособием по беременности и родам другое пособие—пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Это единовременное пособие. Ранние сроки—беременность до 12 недель. Цель этого пособия—стимулировать своевременное обращение беременной женщины в соответствующее медицинское учреждение, призванное наблюдать за состоянием ее здоровья в тот период, когда она готовится стать матерью. Это пособие введено сравнительно недавно, в 1995 г., и является дополнительным пособием к основному—по беременности и родам. Аналога этому пособию в других странах нет.
Право на получение этого дополнительного пособия производное: оно назначается и выплачивается всем женщинам, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам, одновременно с основным пособием, в том же месте и за счет тех же средств. Основанием для его выплаты является справка женской консультации, другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности. Такая справка представляется обычно вместе с листком нетрудоспособности.
Размер единовременного пособия в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» составляет 100 руб.
Единовременное пособие при рождении ребенка
Пособие при рождении ребенка—одно из первых пособий, введенных в СССР. Ранее оно выдавалось лишь работающим по найму и другим гражданам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также обучающимся с отрывом от производства в высших, средних и некоторых других учебных заведениях. Пособие состояло из двух частей—первая его часть выплачивалась после рождения ребенка, а вторая часть, называемая пособием на кормление, постепенно, в первые месяцы жизни новорожденного. Затем пособие стало единовременным, оно выдавалось после рождения ребенка в полной сумме. Впоследствии право на получение этого пособия предоставили работающим женщинам—членам колхозов.
При этом размер пособия дифференцировался в зависимости от того, какой по счету родился ребенок: размер пособия на второго и третьего ребенка был больше, чем на первого.
Теперь единовременное пособие при рождении ребенка—это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.
Право на получение единовременного пособия при рождении (усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении двух или более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается).
Размер пособия при рождении ребенка с 1 января 2001 г. устанавливается на основании Федерального закона от 7 августа 2000 г. в сумме 1500 руб.
Назначается и выплачивается пособие одному из родителей (либо лицу, его заменяющему) по месту работу (службы, учебы), а если родители не работают (не учатся), то органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка. Его выплата осуществляется за счет различных источников: работающим гражданам, а также тем гражданам, которые не работают и не учатся,—за счет средств Фонда социального страхования РФ; гражданам, которые обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования,—также за счет средств указанного Фонда, которые выделяются этим учреждениям Фондом; гражданам, проходящим военную и некоторую иную службу, — за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти в которых предусмотрены военная и некоторая иная служба.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Пособие по уходу за маленьким ребенком вместе с частично оплачиваемым отпуском за период такого ухода введены в СССР в 1981 г. Право на это пособие предоставлялось женщинам: рабочим и служащим, имеющим общий трудовой стаж не менее одного года; обучающимся с отрывом от производства; членам колхозов. Пособие предназначалось, таким образом, для женщин, занятых в общественном производстве, включая тех, которые проходили профессиональную подготовку. Отпуск по уходу предоставлялся до достижения ребенком возраста одного года, пособие выплачивалось в течение этого отпуска, его размер дифференцировался в зависимости от местности, где выплачивалось пособие, и составлял 50 руб. (в районах Дальнего Востока и Сибири, в Северных районах и в некоторых близких к Северным районам областях) и 35 руб. (в остальных районах). Такой уровень пособия являлся в то время сравнительно высоким (минимум пенсии по старости составлял 50 руб. и примерно соответствовал прожиточному минимуму).
Женщинам предоставлялся также неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста трех лет.
В России сохранились указанные отпуска, однако продолжительность отпуска по уходу за маленьким ребенком и уровень его оплаты пособием существенно изменились (отпуск увеличен, а реальный уровень пособия, к сожалению, снизился), введена также выплата небольшой компенсации за время всего отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующий круг лиц, имеющих право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет. Во-первых, это матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие государственному социальному страхованию. К ним относятся все граждане, выполняющие работу по трудовому договору (контракту), а также некоторые другие категории работников, также подлежащие государственному социальному страхованию (адвокаты, члены кооперативов и др.).
Во-вторых, это матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в которой они трудились по трудовому договору (контракту), включая организации или воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации, а также уволенные в указанный период в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами России, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается в этом случае матери, не получающей пособия по безработице.
В-третьих, это матери, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.
В-четвертых, это матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
В-пятых, это матери из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств; они обеспечиваются пособием в случаях, когда его выплата предусмотрена Международными договорами России.
Размер ежемесячного пособия с 1 января 2001 г. устанавливается на основании Федерального закона от 7 августа 2000 г. в сумме 200 руб. и не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход самой матерью или другими лицами.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается за счет тех же финансовых источников, что и пособие по беременности и родам.
Другой денежной выплатой является ежемесячная денежная компенсация матерям (или иным родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Данная выплата предусмотрена Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. Указанные акты закрепляют право определенного круга лиц на получение ежемесячной компенсационной выплаты в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком и в период дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех лет.
Ежемесячное пособие на ребенка
В России ежемесячное пособие на ребенка было введено Указом Президента РФ для всех без исключения детей независимо от того, в каких семьях они воспитываются и каков среднедушевой уровень дохода в семьях. Право на такое пособие было закреплено затем в Федеральном законе от 19 мая.: 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
К середине 2000 г. условия обеспечения этим пособием кардинально обновились, а реальная ценность его резко снизилась. Практически из пособия для всех семей, где есть дети, оно превратилось в пособие на детей, которые живут в малообеспеченных семьях (по современной терминологии—в малоимущих семьях).
Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения—до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.
Уровень среднедушевого дохода семьи, с учетом которого определяется право на получение данного пособия, с середины 1998 г. неоднократно менялся. С 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «О внесении изменений» в первую часть ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» применяется правило постоянного действия.
На основании названного выше закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеют те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленного в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается, согласно закону, Правительством РФ, которое его утвердило Постановлением от 29 сентября 1999 г.
Размер ежемесячного пособия на каждого ребенка составляет с 1 января 2001 г., по общему правилу, предусмотренному Федеральным законом от 7 августа 2000 г., 70 руб. и увеличивается на 50% или на 100% на некоторых детей.
На 50% размер пособия увеличивается: на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно; на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы).
Увеличенный на 50% размер пособия составляет 105 руб. в месяц.
На 100% увеличивается размер пособия лишь одиноким матерям (после увеличения пособие составляет 140 руб. в месяц. Одинокой признается мать ребенка, в свидетельстве о рождении которого отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение пособия в повышенном размере на детей, родившихся до вступления в брак, если они не усыновлены. Сохраняется право на получение пособия в повышенном размере также при передаче ребенка одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти одинокой матери, ее болезни либо лишения ее родительских прав и по другим причинам).
Выплата этого пособия осуществляется за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ (указанные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и выделяются целевым назначением) и за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иная подобная служба.
Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот
Таких пособий два. Их выплата предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г.
Гражданам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обучающимся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, выплачивается ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения. Выпускники учебных заведений и учебно-воспитательных учебных заведений всех типов, в том числе ведомственных, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве обеспечиваются единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. Помимо этого, они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (соответствующий перечень «натурального» обеспечения утвержден Правительством РФ).
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»