logo
книга семьеведенье Дивицына

1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения

Конституция РФ предусматри­вает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная под­держка семьи, материнства, отцов­ства и детства (п. 2 ст. 7). В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой госу­дарства (п. 1 ст. 38).

Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществля­ется в различных сферах и формах, в том числе в правовой форме. Особый статус работающей женщины, жен­щины-матери, а в ряде случаев при ее отсутствии отца либо других чле­нов семьи, осуществляющих уход за детьми и их воспитание, закреплен в трудовом законодательстве. Речь идет о ряде дополнительных трудо­вых прав и гарантий: о запрещении применения труда женщин на тяже­лых работах и на работах с вред­ными условиями труда, а также на подземных работах (кроме некоторых нефизических работ и работ по санитарному и бытовому обслуживанию), об огра­ничении труда женщин на работах в ночное время, запреще­нии ночных, сверхурочных работ и направлении в команди­ровку беременных женщин и женщин, имеющих детей в воз­расте до трех лет; введении дополнительных оплачиваемых перерывов для кормления ребенка и т. д.

Богатый арсенал правовых способов поддержки семьи, мате­ринства, отцовства и детства содержится в праве социального обеспечения. К их числу относятся, в частности, пенсии на детей в случае потери кормильца; отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утрачен­ный заработок; содержание и обслуживание детей дошкольного возраста в яслях и детских садах за небольшую плату или бес­платно; бесплатная лекарственная помощь детям младшего воз­раста; дополнительные меры социальной защиты многодетных семей; предоставление семьям с детьми иных социальных услуг. Ратификация Россией 30 октября 1999 г. Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и жен­щин: трудящиеся с семейными обязанностями, принятой 67-й сес­сией Генеральной конференции МОТ 29 июня 1981 г.1, дает новый импульс для усиления экономических и социальных гарантий тем, кто трудится и одновременно несет семейные обязанности.

Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресо­ванных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства. Все эти выплаты неразрывно связаны между собой.

Единая система государственных пособий гражданам, име­ющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материаль­ную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в дальнейшем в него вносились изменения и дополнения).

Действие Закона от 19 мая 1995 г. распространяется на всех граждан России, проживающих на ее территории, а также ино­странных граждан и лиц без гражданства, в том числе бежен­цев, проживающих на территории России.

Вправе получать пособия и граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и некоторую иную службу на территории иностранных государств. Исключение составляют: граждане, дети которых находятся на полном госу­дарственном обеспечении; граждане, лишенные родительских прав; граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. На этих граждан действие закона не распространяется.

Порядок назначения и выплаты пособий устанавливается Правительством РФ. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверж­дено им 4 сентября 1995 г.

Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантирован­ной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием. Система таких пособий безусловно претерпит в перспективе существенные изменения, поскольку уровень некоторых пособий явно недоста­точен, он не обеспечивает необходимое качество жизни детей. В данной лекции рассмотрим социальные пособия, кото­рые предусмотрены Федеральным законом «О государствен­ных пособиях гражданам, имеющим детей», а также другие пособия, компенсации и льготы, направленные на поддержа­ние института семьи.

Пособие по беременности и родам, пособие женщинам, встав­шим на учет в ранние сроки беременности.

Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Причем до начала 40-х годов беременность и роды рассматрива­лись как один из случаев обеспечения пособием в связи с времен­ной нетрудоспособностью. Впоследствии данная выплата по бере­менности и родам превратилась в самостоятельный вид пособия. Цель такого пособия—возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельно­сти в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин

России это право закреплено в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Кодексе законов о труде, в Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Уже многие годы всем работающим женщинам без какого-либо исключения пособие выдается в размере полного фактического заработка.

Право на пособие по беременности и родам имеют жен­щины, которые:

Помимо женщин, уволенных в связи с ликвидацией органи­зации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными, право на пособие имеют женщины, уволен­ные по ряду иных причин, если срок отпуска по беременности и родам наступил в течение месяца после увольнения.

Пособие выплачивается за весь период полагающегося отпу­ска по беременности и родам. Его продолжительность, согласно Федеральному закону, 70 календарных дней до родов и 70 кален­дарных дней после родов. В случае осложненных родов отпуск после родов составляет 86 календарных дней, а при рождении двух или более детей— 110 календарных дней. При многоплод­ной беременности увеличен отпуск до родов с 70 до 84 кален­дарных дней. Таким образом, минимальная продолжитель­ность отпуска 140 календарных дней, а максимальная—194 календарных дня.

В нашей стране размер пособия по беременности и родам давно составляет 100% заработка и не дифференцируется в зави­симости от каких-либо признаков (в отличие от пособия по вре­менной нетрудоспособности). Его выплата осуществляется за счет различных источников: женщинам, подлежащим государ­ственному социальному страхованию,—за счет средств Фонда социального страхования; другим женщинам—за счет бюд­жетных ассигнований, выделяемых в установленном порядке учреждениям начального, среднего и высшего профессиональ­ного образования и учреждениям послевузовского образова­ния на выплату стипендии или органам исполнительной вла­сти, в которых предусмотрена военная и иная приравненная к ней служба.

Неразрывно связано с пособием по беременности и родам другое пособие—пособие женщинам, вставшим на медицин­ский учет в ранние сроки беременности. Это единовременное пособие. Ранние сроки—беременность до 12 недель. Цель этого пособия—стимулировать своевременное обращение беремен­ной женщины в соответствующее медицинское учреждение, призванное наблюдать за состоянием ее здоровья в тот период, когда она готовится стать матерью. Это пособие введено срав­нительно недавно, в 1995 г., и является дополнительным посо­бием к основному—по беременности и родам. Аналога этому пособию в других странах нет.

Право на получение этого дополнительного пособия про­изводное: оно назначается и выплачивается всем женщинам, которые имеют право на получение пособия по беременности и родам, одновременно с основным пособием, в том же месте и за счет тех же средств. Основанием для его выплаты явля­ется справка женской консультации, другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности. Такая справка представляется обычно вместе с листком нетрудоспособности.

Размер единовременного пособия в соответствии с Феде­ральным законом от 7 августа 2000 г. «О порядке установле­ния размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» составляет 100 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Пособие при рождении ребенка—одно из первых пособий, введенных в СССР. Ранее оно выдавалось лишь работающим по найму и другим гражданам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также обучающимся с отрывом от производства в высших, средних и некоторых других учеб­ных заведениях. Пособие состояло из двух частей—первая его часть выплачивалась после рождения ребенка, а вторая часть, называемая пособием на кормление, постепенно, в пер­вые месяцы жизни новорожденного. Затем пособие стало едино­временным, оно выдавалось после рождения ребенка в полной сумме. Впоследствии право на получение этого пособия предо­ставили работающим женщинам—членам колхозов.

При этом размер пособия дифференцировался в зависимо­сти от того, какой по счету родился ребенок: размер пособия на второго и третьего ребенка был больше, чем на первого.

Теперь единовременное пособие при рождении ребенка—это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как рабо­тающие, так и неработающие граждане.

Право на получение единовременного пособия при рожде­нии (усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев) имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении двух или более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается).

Размер пособия при рождении ребенка с 1 января 2001 г. устанавливается на основании Федерального закона от 7 авгу­ста 2000 г. в сумме 1500 руб.

Назначается и выплачивается пособие одному из родителей (либо лицу, его заменяющему) по месту работу (службы, учебы), а если родители не работают (не учатся), то органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка. Его выплата осуществляется за счет различных источников: работающим гражданам, а также тем гражданам, которые не работают и не учатся,—за счет средств Фонда социального страхования РФ; гражданам, которые обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и выс­шего профессионального образования и учреждениях после­вузовского профессионального образования,—также за счет средств указанного Фонда, которые выделяются этим учрежде­ниям Фондом; гражданам, проходящим военную и некоторую иную службу, — за счет средств федерального бюджета, выде­ляемых в установленном порядке федеральным органам испол­нительной власти в которых предусмотрены военная и неко­торая иная служба.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Пособие по уходу за маленьким ребенком вместе с частично оплачиваемым отпуском за период такого ухода введены в СССР в 1981 г. Право на это пособие предоставлялось женщинам: рабочим и служащим, имеющим общий трудовой стаж не менее одного года; обучающимся с отрывом от производства; членам колхозов. Пособие предназначалось, таким образом, для жен­щин, занятых в общественном производстве, включая тех, кото­рые проходили профессиональную подготовку. Отпуск по уходу предоставлялся до достижения ребенком возраста одного года, пособие выплачивалось в течение этого отпуска, его размер дифференцировался в зависимости от местности, где выпла­чивалось пособие, и составлял 50 руб. (в районах Дальнего Востока и Сибири, в Северных районах и в некоторых близких к Северным районам областях) и 35 руб. (в остальных районах). Такой уровень пособия являлся в то время сравнительно высо­ким (минимум пенсии по старости составлял 50 руб. и при­мерно соответствовал прожиточному минимуму).

Женщинам предоставлялся также неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста трех лет.

В России сохранились указанные отпуска, однако продол­жительность отпуска по уходу за маленьким ребенком и уро­вень его оплаты пособием существенно изменились (отпуск уве­личен, а реальный уровень пособия, к сожалению, снизился), введена также выплата небольшой компенсации за время всего отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. предусмотрел следу­ющий круг лиц, имеющих право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет. Во-первых, это матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществля­ющие уход за ребенком), подлежащие государственному социальному страхованию. К ним относятся все граждане, выпол­няющие работу по трудовому договору (контракту), а также некоторые другие категории работников, также подлежащие государственному социальному страхованию (адвокаты, члены кооперативов и др.).

Во-вторых, это матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в которой они трудились по трудовому договору (контракту), включая организации или воинские части, находя­щиеся за пределами Российской Федерации, а также уволенные в указанный период в связи с истечением срока их трудового дого­вора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами России, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается в этом случае матери, не получающей пособия по безработице.

В-третьих, это матери, обучающиеся с отрывом от произ­водства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

В-четвертых, это матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

В-пятых, это матери из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств; они обеспечива­ются пособием в случаях, когда его выплата предусмотрена Международными договорами России.

Размер ежемесячного пособия с 1 января 2001 г. устанавли­вается на основании Федерального закона от 7 августа 2000 г. в сумме 200 руб. и не зависит от числа детей, за которыми осу­ществляется уход самой матерью или другими лицами.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребен­ком до достижения им возраста полутора лет выплачивается за счет тех же финансовых источников, что и пособие по бере­менности и родам.

Другой денежной выплатой является ежемесячная денеж­ная компенсация матерям (или иным родственникам, фак­тически осуществляющим уход за ребенком), находящимся в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Данная выплата предусмотрена Указом Президента РФ от 30 мая 1994 г. «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Порядок назна­чения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. Указанные акты закре­пляют право определенного круга лиц на получение ежемесяч­ной компенсационной выплаты в период частично оплачива­емого отпуска по уходу за ребенком и в период дополнитель­ного отпуска без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех лет.

Ежемесячное пособие на ребенка

В России ежемесячное пособие на ребенка было введено Указом Президента РФ для всех без исключения детей неза­висимо от того, в каких семьях они воспитываются и каков среднедушевой уровень дохода в семьях. Право на такое посо­бие было закреплено затем в Федеральном законе от 19 мая.: 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

К середине 2000 г. условия обеспечения этим пособием кар­динально обновились, а реальная ценность его резко снизи­лась. Практически из пособия для всех семей, где есть дети, оно превратилось в пособие на детей, которые живут в мало­обеспеченных семьях (по современной терминологии—в мало­имущих семьях).

Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачива­ется одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразова­тельного учреждения—до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих раз­мер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.

Уровень среднедушевого дохода семьи, с учетом которого определяется право на получение данного пособия, с середины 1998 г. неоднократно менялся. С 1 января 2001 г. в соответ­ствии с Федеральным законом от 30 мая 2001 г. «О внесении изменений» в первую часть ст. 16 Федерального закона «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» применя­ется правило постоянного действия.

На основании названного выше закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеют те семьи, в которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума в субъ­екте РФ, установленного в соответствии с Федеральным зако­ном «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается, согласно закону, Правительством РФ, которое его утвердило Постановлением от 29 сентября 1999 г.

Размер ежемесячного пособия на каждого ребенка состав­ляет с 1 января 2001 г., по общему правилу, предусмотренному Федеральным законом от 7 августа 2000 г., 70 руб. и увеличи­вается на 50% или на 100% на некоторых детей.

На 50% размер пособия увеличивается: на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других слу­чаях, когда взыскание алиментов невозможно; на детей военно­служащих, проходящих военную службу по призыву (в качестве сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов воен­ных образовательных учреждений профессионального образова­ния до заключения контракта о прохождении военной службы).

Увеличенный на 50% размер пособия составляет 105 руб. в месяц.

На 100% увеличивается размер пособия лишь одиноким матерям (после увеличения пособие составляет 140 руб. в месяц. Одинокой признается мать ребенка, в свидетельстве о рожде­нии которого отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение посо­бия в повышенном размере на детей, родившихся до вступле­ния в брак, если они не усыновлены. Сохраняется право на получение пособия в повышенном размере также при передаче ребенка одинокой матери на воспитание опекуну или попе­чителю (вследствие смерти одинокой матери, ее болезни либо лишения ее родительских прав и по другим причинам).

Выплата этого пособия осуществляется за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ (указанные расходы учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и выделяются целевым назначением) и за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным орга­нам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и иная подобная служба.

Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот

Таких пособий два. Их выплата предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г.

Гражданам из числа детей-сирот, оставшихся без попече­ния родителей, обучающимся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и выс­шего профессионального образования, выплачивается ежегод­ное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения. Выпускники учебных заведений и учебно-воспита­тельных учебных заведений всех типов, в том числе ведом­ственных, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве обеспечиваются единовремен­ным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. Помимо этого, они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвента­рем и оборудованием (соответствующий перечень «натураль­ного» обеспечения утвержден Правительством РФ).