logo
книга семьеведенье Дивицына

4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем»—собирательный термин, охватыва­ющий различные типы семей и семейных обязательств.

Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможности для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время—четко установ­ленный феномен, который, вероятно, сохранит свое значение, даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свиде­телями и участниками таких семейных событий или обстоя­тельств психотравмирующего характера, как развод родите­лей, проживание с отчимом или мачехой, жизнь в конфликт­ной семье и т. д. Все это, естественно, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализа­ции детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономиче­ских факторов. Как отмечает социолог Калабихина И.Е., пре­обладающее большинство неполных семей имеют характери­стики «бедных« и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже сто­имости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти посо­бия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди непол­ных семей доля бедных семей составляет 60,9%, а доля «зави­симых от пособий»—18,9% от их числа. Учитывая, что непол­ные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.

Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, иссле­дующие уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протека­ющим в более тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводпой адаптацией матери, требующей от нее выполнения прежде всего функции материального обеспечения семьи в ущерб традици­онно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные раз­личия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-быто­вой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиениче­ских норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т.п. Таким образом, специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей. Примечательно, что аме­риканские психологи, анализируя особенности возникаю­щих в неполной семье проблем воспитания, предостерегают от прямого увязывания этих проблем с отсутствием отца. По их мнению, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресур­сов и низкого социального статуса такой семьи. Точку зрения о косвенном влиянии на воспитательный процесс фактора отсутствия отца поддерживает и ряд отечественных исследо­вателей, подкрепляя свою позицию аргументом о необходи­мости развития в России службы медико-социальной помощи семье в кризисной ситуации. Матерям далеко не всегда уда­ется осуществлять полноценный контроль за детьми и влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объ­ективных причин. Во-первых, разрушается привычная триада в семье: «отец+мать+дети»; во-вторых, мать испытывает чув­ство вины перед ребенком за развод; в-третьих, ребенок счи­тает мать виновной за потерю отца. И, наконец, в-четвертых, и главная причина—чрезмерная занятость матери на работе, не позволяющая уделять детям достаточно внимания.

Одним из основных критериев эффективности семейного вос­питания является показатель идентификации детей со своими родителями. Уход отца из семьи ведет к отчуждению ребенка, к формированию негарантированного, порой даже враждебного отношения к покинувшему семью родителю. В подобных усло­виях возрастает авторитет матери как единственного остав­шегося в семье взрослого и кормильца. Но существует и такая ситуация, когда дети из неполных семей продолжают рассматривать в качестве образца для подражания в равной степени отца и мать, сохраняя доброе отношение к отцу, причинившему ему боль и страдания. Наиболее драматичным свидетельством

действия фактора развода на ребенка представляется значи­тельное число детей из неполных семей, не желающих быть похожими на кого-либо из родителей. Они пользуются сове­тами своих друзей и подруг, авторитет старших братьев или сестер менее значим, наконец, значительная часть детей из неполных семей принимает важные для себя решения, само­стоятельно, отвергая всех советчиков. Таким образом, можно говорить о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей, их невысокой способности строить кон­структивное межличностное взаимодействие.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие источники формирования неполных семей вы знаете?

  2. Что вы можете сказать о социально-экономических проблемах неполных семей?

  3. Расскажите о социально-психологических проблемах неполных семей.

  4. Какие существуют проблемы воспитания и социали­зации детей в неполной семье?

Литература

  1. Основы социальной работы/Под ред. П. Д, Павленок. М., 2003.

  2. Семьеведение / Под общ. ред. П. Я. Циткилова. Новочер­касск; Ростов н/Д. 2002.

  3. Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. М., 1997.

  4. Социальная политика: Учебник/Под общ. ред. Н. А. Вол­гина. М., 2003.

  5. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М., 2001.