logo
книга семьеведенье Дивицына

2. Общение в семье

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр обще­ния в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и зна­комых оно включает в себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей, искусством, политикой, и так далее.

Удовлетворенность супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей. Не вызывает сомнения тот факт, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость и другие отрицательные черты характера являются плохими спутниками семейного общения.

Социологические исследования показывают, что при нор­мальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся между собой своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего не скажешь про неблагополучные семьи.

Однако не бывает идеального общения в семье, т. е. обще­ния, состоящего только из согласия. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: ссоры, конфликты, и так далее. В этих случаях очень важно понять супругам пози­цию друг друга, поставить себя на его место. Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональ­ный настрой принято называть психологическим климатом. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений чле­нов семьи. Психологический климат не является чем-то неиз­менным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит каким он будет. Многие иссле­дователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный'. Многие наблюдения пока­зывают, что значительной части семей присущ противоречи­вый психологический климат. На благоприятный климат семьи в значительной степени влияет внутрисемейное общение.

В семейном общении очень важны нравственные прин­ципы, главным из которых является—уважение другого, его «я». Нередко, после трудного трудового дня супруги стремятся сорвать свое плохое настроение на близких, дать выход накопив­шейся озлобленности. Они начинают ворчать, упрекать, делать замечания, кричать. В результате такой разрядки человек может получить временное облегчение, хотя последствия могут ока­заться тяжелыми. Одних начинают мучить угрызения совести за собственную неправоту и несдержанность. Других—обида за несправедливые обвинения и упреки. В результате это спо­собствует разрушению семьи.

Иногда полезно делать компромиссы, т. е. идти на уступки друг другу. Также очень важно уметь признавать свои ошибки, как право других ошибаться.

Очень важно почаще делиться своими мыслями, не ску­питься на похвалу, добрые слова.

Не сложившиеся отношения между мужем и женой ведут к плохим последствиям. Психологами установлено, что суще­ствует связь между супружескими конфликтами и нервно пси­хическими расстройствами. Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчужденности, к ухуд­шению психологического и физического состояния, значи­тельному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью. Основными компонен­тами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к обще­нию—умение признать ценность другого, даже при несовпаде­нии позиций. Только таким образом можно достичь гармонии в семейной жизни.

В семье, кроме взрослых, в неполноценном общении нужда­ются также и дети. Общение является одним из основных фак­торов формирования личности ребенка. Потребность в обще­нии появляется у младенца с самого рождения. Уже в возрасте 2-х месяцев при виде матери его лицо озаряется улыбкой.

Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их полноценного развития. Доказано, что дети, лишенные воз­можности общаться с родителями, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью к обращению к ним взрослого, испытывают трудности в общении со сверстниками.

Во многих семьях в большинстве своем дети чаще общаются с матерью, чем с отцом. Беседы же с отцом имеют кратковременный характер. У некоторых детей вообще отсутствуют доверительные отношения, как с отцом, так и с матерью. Чаще всего это бывает в семьях, где не установились близкие духовные контакты, как между супругами, так и между родителями и детьми. В таких семьях главной является воля одного из супругов, а взаимоотношения с другими членами семьи осно­вывается на приказах, подчинении, оскорблениях. Это оказы­вает отрицательное влияние на формирование у детей способ­ности к полноценному общению.

Таким образом, на родителях лежит ответственность за воспитание у детей способности к человеческому общению, так как именно в семье дети усваивают характер общения. Кроме того, от умения супругов общаться во многом зави­сит и нравственно-психологическое благополучие всех членов семьи. Неблагоприятный социально-психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам. Если члены семьи не стре­мятся изменить такое положение к лучшему, то само существо­вание семьи становится проблематичным.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают все во­просы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во вре­мя брака, во взаимном материальном содержании друг дру­га. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства.