logo
книга семьеведенье Дивицына

2. Характеристика основных функций семьи

Семья в обществе выполняет множество функций: репро­дуктивная (рождение детей); воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; рекреативная (взаимопомощь, под­держание здоровья, организация отдыха); коммуникативная и регулятивная и др.

Обобщая исследования ведущих специалистов по проблеме, к числу основных функций семьи можно отнести следующие: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяй­ственно-бытовая, социально-статусная, рекреационная и психотерапевтическая.

Репродуктивная функция обусловлена необходимостью про­должения человеческого рода, что является не только биоло­гической потребностью, но также имеет огромное экономиче­ское значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня—сегодняшние дети. Общество заинтересо­вано в том, чтобы каждое следующее поколение было по край­ней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В тоже время семья заинтересована в детях. Причем, сегодня это скорее не экономическая (дети—гарантия обеспеченной старости роди­телей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжив­шие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. На рубеже XIX—XX вв. суммарный коэффициент рож­даемости в нашей стране приближался к 1,0—1,1. По прогнозам профессора А. И. Антонова после 2005 г. возможно падение этого коэффициента до 0,8—0,9. Данный прогноз, опубли­кованный в 1999 г. на страницах журнала «Социс», во многом обоснован. Уже в конце 1990-х годов в некоторых российских городах социальный коэффициент рождаемости составлял 0,5. Почти треть семей в России не имеют несовершеннолет­них детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем—те, кто их не имел, не имеет и обзаводиться детьми не собирается. Установк5*на бездетность, к сожалению не просто имеется—она распространяется среди супругов дето­родного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка в «предмет социальной роскоши», а с другой сторо­ны—духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого—престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.

На выполнение семьей своей репродуктивной функции оказы­вает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране. По оценкам экспертов, 10—15% взрос­лого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, непра­вильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Неко­торым из них способна помочь современная медицина, но стои­мость подобного лечения далеко не всем по карману.

Воспитательная функция обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него и оставляет в доме ребенка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, раз­витие таких детей омрачено синдромом госпитализма — ком­плексом последствий, связанных с недостатком коммуника­тивно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начи­нают говорить, впоследствии встречаются со многими ком­муникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагоги­ческой коррекции.

Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо при­способлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к само­стоятельному существованию. Не случайно весьма распростра­ненный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине слу­чаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, не получив в дет­стве уроков семейно-ролевого поведения. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существо­вания, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

Семейная социализация—это процесс приобщения к при­нятым в обществе ценностям и нормам. Она понимается двояко: с одной стороны, как подготовка детей к будущим семей­ным ролям и, с другой—как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь. Молодых людей нужно готовить к семейной жизни так лес хорошо, как и к любой другой деятельности1.

Таким образом, важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей.

Экономическая функция — материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспо­собных, использование материальных средств для удовлетво­рения индивидуальных потребностей. Материальное обеспе­чение зависит от доходов семьи, характера потребностей, цен­ностных ориентации, сочетания общественных и личностных интересов семьи.

Экономическая функция—одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетво­рение потребностей членов семьи, то в настоящее время произо­шло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного базиса2.

Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Иначе говоря, не просто семья, но домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой—субъектив­ные особенности членов семьи, их склонности, характер лич­ности, потребительские запросы, уровень культурного разви­тия, национальные и этнические особенности.

Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяин, своей жизни.

Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабо­чей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.

В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока:

  1. участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных быто­вых условий и социальной поддержки несовершеннолет­них и нетрудоспособных ее членов;

  2. это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, органи­зация процесса потребления.

Как видим, традиционная экономическая функция «совет­ской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслужива­ния становятся платными и тем самым тяжелыми для семей­ного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улуч­шение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и пере­дача их по наследству. И это правильно, так как только собс­твенность является реальной гарантией, социальной защи­щенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения—эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.

Накопление богатства, приобретение собственности, движи­мого и недвижимого имущества ранее как бы не имело отно­шения к «советской» семье и было применимо лишь к «капитализму». Этот идеологизм затушевывал реальное положение дел. В 1986 г., например, советским людям принадлежало бытовых ценностей на сумму около 760 млрд руб., что было равно стои­мости основных фондов промышленности или основных фон­дов всей непроизводственной сферы, включая здравоохранение и просвещение. Вклады в Сбербанк составляли 275 млрд руб., что на 30 млрд руб. было больше расходной части бюджета на развитие всего народного хозяйства в 1987 г.

Накопление имущества, приобретение собственности и про­блемы ее наследования повышают роль семьи в экономиче­ских отношениях.

В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели пер­востепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семей. И это в условиях, когда практически все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содер­жание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т. д.) семья получала из общественных фондов потребления—то, что сейчас все больше оплачивается из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.

Срез результатов обследования, проведенного Институтом семьи в 1993—1994 гг., позволил дифференцировать населе­ние по социально-экономическому потенциалу следующим образом:

На основе этого исследования выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:

  1. семьи первого уровня бедности (уровень нищеты)—душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;

  2. семьи второго уровня бедности (малообеспеченные)—душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;

  3. семьи обеспеченные—совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;

  4. состоятельные семьи—совокупный душевой доход в кото­рых выше среднего душевого дохода в регионе.

Обследование семей различного социально-демографичес­кого типа позволило при изучении их социально-экономичес­кого потенциала установить, что в современных условиях пере­ходного периода за чертой бедности оказались, не только тра­диционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.

Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны. Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40%.

Одним из факторов бедности является высокая иждивенче­ская нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душе­ных доходов.

Традиционным объектом государственной социальной под­держки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно бла­гополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним - двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в пер­вую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.

К сожалению, в менталитете семей, поведении их членов не произошли еще изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывает улучшение своего экономического положения с помощью государства.

Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач:

1) установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи;

2) определение границ и направлений глубины вмешатель­ства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь, это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, заня­тость, социальная мобильность, возможность и стрем­ление к предпринимательской деятельности;

3) проблемы прогнозирования уровня жизни общества. Спад производства, инфляция, обесценивание накоп­лений способствовали обнищанию очень многих семей. Семья с детьми повсеместно стала нуждаться в экономи­ческой и социальной поддержке государства. Но харак­терной чертой переходного периода является противо­речие между нарастаниями потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможнос­тей для их удовлетворения.

В вопросе социальной защиты семьи со стороны государс­тва обычно основной акцент делается на совершенствовании системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствова­ния критериев малообеспеченности с учетом социально-эконо­мического потенциала семей.

Более важным представляется уделить внимание роли госу­дарства в создании условий, способствующих развитию семей­ного предпринимательства и стимулирующих его. И это имение то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента—самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.

С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первич­ной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.

В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функ­ции и активно включилась в процесс создания самостоятель­ного экономического базиса на основе использования законо­дательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.

Наиболее массово этот процесс происходит на селе. Это отно­сится не только к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сель­ских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного, под­собного хозяйства.

В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государ­ственных предприятиях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в усло­виях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.

Более тесно переплетается с экономической и воспитатель­ная функция. Она должна изменяться в сторону обучения членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т. д. С самого раннего дет­ства надо воспитывать умение разумного потребления, соиз­мерения расходов с доходами.

Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение.

Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает такие сто­роны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить поддержание физического здоровья чле­нов общества и уход за детьми. Ребенок в семье получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказы­вает помощь на дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. С этой функцией тесно свя­зана экономическая функция семьи, направленная на эконо­мическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособ­ных членов общества.

Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производительные функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной степени сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на «плечи» бытовой промышленности. Глубинные социально-экономические изменения, которые про­исходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобрете­ние собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Разрушение бытовой про­мышленности1, экономический кризис делают семью относи­тельным гарантом выживания, ибо нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, ото­двигая психологические проблемы на задний план. Впрочем и число желающих вступить в брак, учитывая хозяйственно-бытовые трудности, сокращается.

Следующая функция семьи — коммуникативная. Она заключа­ется в удовлетворении потребности человека в двух противопо­ложных явлениях—духовном общении и уединении. Извне навя­занное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе) чаще всего не столько удовлетворяет наши потреб­ности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни человек очень часто испытывает дискомфорт от необходимости' общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где общение происходит с социально и психологи­чески близкими людьми. Здесь удовлетворяется потребность, в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функцию духовного общения может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характе­ром внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психо­логический климат сложился в данной семье.

Функция семьи—эмоциональная, в результате которой удо­влетворяются потребности членов семьи в симпатии, уваже­нии, признании, эмоциональной поддержке и психологической; защите. В семье человек получает моральную и психологическую помощь, сбрасывает с себя то напряжение, которым «заря­дились» в обществе, в своем личностном, должностном и про­фессиональном функционировании. Данная функция обеспечи­вает эмоциональную стабилизацию членов общества и активно содействует сохранению их психического здоровья.

Важной для человека и всего общества в целом является социально-статусная функция. Она способствует удовлетворению потребностей членов семьи в социальном продвижении. В ходе выполнения данной функции семья предоставляет определен­ный социальный статус своим членам и осуществляет воспро­изводство социальной структуры общества.

Гедонистическая или функция здорового секса связана с нали­чием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потреб­ности в еде, жилище и т. д. Нормальная половая жизнь, регу­лярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Распространение такой «социальной болезни», как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. Значительная часть самоубийств, совершаемых людьми в воз­расте от 20 до 40 лет, связана с проблемами одиночества. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и спло­ченной семьи во многих странах связывают с тем, что «радость здорового секса» с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.

Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объяс­няется тем, что семья—это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т. д. Выражение «мой дом—моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья—наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.

Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, восполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повели­тельной необходимостью, но полная стоимость путевок в дет­ские лагеря и учреждения отдыха недоступна для очень мно­гих. Между тем доказано, что совместный отдых обоих супругов, а также взрослых и детей—это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных связей.

По мере гуманизации общества все более возрастает значе­ние фелицитологической функции семьи. Она объединяет в себе) все вышеперечисленные функции, но в тоже время является самостоятельной. Эту функцию следовало бы осознать и целена­правленно осуществлять в каждой семье. Фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Но выполнять эту функцию может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологи­ческом отношении семья.

В итоге можно сделать вывод, что жизнь семьи весьма многогранна. С сущностью и спецификой семьи неразрывно свя­заны ее функции, основными из которых являются: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономи­ческая, социального контроля, духовного общения, досуговая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и фели­цитологическая. В последнее время происходит трансформа­ция функций семьи в обществе, но не их полное исчезнове­ние. Передав обществу некоторые социально-экономические и культурно-образовательные функции, семья сохранила дру­гие. Наряду с традиционными функциями, связанными с рож­дением и воспитанием ребенка и решением повседневных про­блем, большую роль она призвана сыграть как надежное психо­логическое «укрытие» с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятия «функция» семьи.

  2. Какие основные функции семьи вы знаете?

  3. Что вы можете рассказать о воспитательной и репро­дуктивной функциях?

  4. Что подразумевается под экономической функцией семьи?

  5. Какие стороны жизни семьи охватывает хозяйственно-бытовая функция?

  6. Назовите функцию, которая объединяет все функции семьи.

  7. Какие еще функции семьи вы знаете? Расскажите о них.

Литература

  1. Голофаст В. Б. Функции семьи//Семья и личность. М, 1974.

  2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.

  3. Пантелеева Т. С. Экономическая функция семьи. Сб. Социальная работа с семьей. М., 1995.

  4. Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. Я. Циткилова. Ростов н/Д. 2002,

  5. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Вол­гина. М., 2003.