2. Характеристика основных функций семьи
Семья в обществе выполняет множество функций: репродуктивная (рождение детей); воспитательная; хозяйственно-бытовая; экономическая; рекреативная (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха); коммуникативная и регулятивная и др.
Обобщая исследования ведущих специалистов по проблеме, к числу основных функций семьи можно отнести следующие: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, социально-статусная, рекреационная и психотерапевтическая.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня—сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было по крайней мере не малочисленнее, чем предыдущее. В тоже время семья заинтересована в детях. Причем, сегодня это скорее не экономическая (дети—гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Эта функция в современной России выполняется семьями крайне плохо. На рубеже XIX—XX вв. суммарный коэффициент рождаемости в нашей стране приближался к 1,0—1,1. По прогнозам профессора А. И. Антонова после 2005 г. возможно падение этого коэффициента до 0,8—0,9. Данный прогноз, опубликованный в 1999 г. на страницах журнала «Социс», во многом обоснован. Уже в конце 1990-х годов в некоторых российских городах социальный коэффициент рождаемости составлял 0,5. Почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это в лучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем—те, кто их не имел, не имеет и обзаводиться детьми не собирается. Установк5*на бездетность, к сожалению не просто имеется—она распространяется среди супругов детородного возраста, что вызвано, с одной стороны, растущими материально-экономическими трудностями, превращением ребенка в «предмет социальной роскоши», а с другой стороны—духовно-моральным кризисом, поразившим современное общество, в системе ценностей которого—престижные вещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку.
На выполнение семьей своей репродуктивной функции оказывает влияние и качество здоровья населения, уровень развития здравоохранения в стране. По оценкам экспертов, 10—15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Некоторым из них способна помочь современная медицина, но стоимость подобного лечения далеко не всем по карману.
Воспитательная функция обусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребенок должен быть постепенно введен в общество, чтобы органы и системы его организма развивались по «человеческой программе». В противном случае его человеческие задатки не разовьются, предпосылки его способностей угаснут навсегда. Так если мать, не имея средств и условий для воспитания ребенка, отказывается от него и оставляет в доме ребенка, то, несмотря на уход, адекватное медицинское обслуживание, развитие таких детей омрачено синдромом госпитализма — комплексом последствий, связанных с недостатком коммуникативно-эмоциональных связей. Такие дети отстают не только в интеллектуальном, но и в физическом развитии, позже начинают говорить, впоследствии встречаются со многими коммуникативными трудностями, которые не всегда могут быть устранены даже в ходе квалифицированной медико-педагогической коррекции.
Более старшие дети, растущие в детских домах, плохо приспособлены к жизни вне их стен, с трудом адаптируются к самостоятельному существованию. Не случайно весьма распространенный сценарий жизни детдомовца чуть ли не в половине случаев включает в себя судимость. Кроме того, ущербность своего воспитания они несут в собственные семьи, не получив в детстве уроков семейно-ролевого поведения. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.
Семейная социализация—это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Она понимается двояко: с одной стороны, как подготовка детей к будущим семейным ролям и, с другой—как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Характер человека, уровень его общей культуры, заложенный в родительской семье, предопределяет его последующую супружескую жизнь. Молодых людей нужно готовить к семейной жизни так лес хорошо, как и к любой другой деятельности1.
Таким образом, важнейшими функциями семьи всегда были рождение и воспитание детей.
Экономическая функция — материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Материальное обеспечение зависит от доходов семьи, характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личностных интересов семьи.
Экономическая функция—одна из основных функций семьи. Но если ранее в понятие «экономическая функция» вкладывалось в основном обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящее время произошло экономическое обособление семьи, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования вызвало необходимость для возникновения в каждой семье самостоятельного базиса2.
Современная экономическая мысль рассматривает семью не только как важного потребителя, но и производителя. Иначе говоря, не просто семья, но домашнее хозяйство в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).
На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентации, жизненных целей и идеалов общества, с другой—субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.
Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяин, своей жизни.
Различные направления экономической функции тесно связаны и взаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторону семейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса, ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного капитала и пр.
В условиях рыночной экономики в структуре экономической функции семьи можно выделить два больших блока:
участие семьи в общественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета, обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условий и социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов;
это распределение ролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членов семьи, организация процесса потребления.
Как видим, традиционная экономическая функция «советской» семьи претерпела радикальные изменения. Обеспечение образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания становятся платными и тем самым тяжелыми для семейного бюджета. Все большая часть семей не может оплачивать коммунальные услуги. А решение квартирного вопроса, улучшение жилищных условий полностью зависят от материального состояния семьи. Поэтому не только «легализуется», но и становится основным накопление материальных ценностей и передача их по наследству. И это правильно, так как только собственность является реальной гарантией, социальной защищенности семьи. Ведь в системе внутрисемейных отношений экономические занимают место фундамента, базиса, в котором материализуются все остальные отношения—эмоциональные, нравственные, социальные, репродуктивные и пр.
Накопление богатства, приобретение собственности, движимого и недвижимого имущества ранее как бы не имело отношения к «советской» семье и было применимо лишь к «капитализму». Этот идеологизм затушевывал реальное положение дел. В 1986 г., например, советским людям принадлежало бытовых ценностей на сумму около 760 млрд руб., что было равно стоимости основных фондов промышленности или основных фондов всей непроизводственной сферы, включая здравоохранение и просвещение. Вклады в Сбербанк составляли 275 млрд руб., что на 30 млрд руб. было больше расходной части бюджета на развитие всего народного хозяйства в 1987 г.
Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях.
В связи с тем, что в переходный к рыночной экономике период вопросы дифференциации трудовых доходов приобрели первостепенное значение, исследователи чаще всего определяют уровень жизни и масштабы бедности населения в основном по положению семей. И это в условиях, когда практически все социальные услуги (образование, медицина, дотации на содержание жилья и детских дошкольных заведений, отдых и т. д.) семья получала из общественных фондов потребления—то, что сейчас все больше оплачивается из семейного бюджета. Причина не только в дефиците государственного бюджета, но и в изменении идеологии взаимоотношений семьи и государства.
Срез результатов обследования, проведенного Институтом семьи в 1993—1994 гг., позволил дифференцировать население по социально-экономическому потенциалу следующим образом:
крайне бедные—низкий доход, плохие жилищные условия, нет недвижимости;
низкодоходные или относительно бедные—низкий доход, но есть недвижимость, средние жилищные условия;
среднедоходные, но малоимущие—средний доход, но нет недвижимости, плохие жилищные условия;
высокодоходные—высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;
богатые—высокий доход, есть недвижимость, жилищные условия выше средних.
На основе этого исследования выделены 4 уровня материальной обеспеченности семьи:
семьи первого уровня бедности (уровень нищеты)—душевой доход ниже или равен уровню минимальной заработной платы;
семьи второго уровня бедности (малообеспеченные)—душевой доход в которых находится в интервале между размером минимальной заработной платы и стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума;
семьи обеспеченные—совокупный душевой доход в которых соответствует средней величине душевого дохода в регионе;
состоятельные семьи—совокупный душевой доход в которых выше среднего душевого дохода в регионе.
Обследование семей различного социально-демографического типа позволило при изучении их социально-экономического потенциала установить, что в современных условиях переходного периода за чертой бедности оказались, не только традиционно «слабые» (многодетные, неполные, семьи инвалидов), но и обыкновенные, нормально функционирующие семьи.
Эти изменения далеко не одинаковы в разных регионах страны. Степень вариации доли семей с доходами ниже черты бедности колеблется по обследованным регионам в пределах от 20 до 40%.
Одним из факторов бедности является высокая иждивенческая нагрузка, которая предопределяет низкий уровень душеных доходов.
Традиционным объектом государственной социальной поддержки являлись многодетные и неполные семьи. В настоящее время среди малообеспеченных высока доля традиционно благополучных семей, состоящих из супружеских пар с одним - двумя детьми, где бедность обусловлена низкими заработками или безработицей одного из родителей. Появление таких категорий семей среди малообеспеченных требует переориентации внимания государственных служб социальной защиты, в первую очередь, на создание условий самообеспечения семей, в том числе стимулирование развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, содействие созданию малых и средних предприятий, эффективных рабочих мест.
К сожалению, в менталитете семей, поведении их членов не произошли еще изменения, адекватные требованиям рынка. Как показывают социологические опросы, большинство семей связывает улучшение своего экономического положения с помощью государства.
Анализ возможностей семьи в реализации ее социально-экономических функций необходим государству и ставит перед ним три класса задач:
1) установление причинно-следственных связей между демографической, социальной и экономической жизнью семьи;
2) определение границ и направлений глубины вмешательства общества в процессы формирования уровня жизни семей, создание необходимых предпосылок для более полной реализации потенциальных возможностей семей к самообеспеченности. В первую очередь, это относится к трудоспособным членам семьи: квалификация, занятость, социальная мобильность, возможность и стремление к предпринимательской деятельности;
3) проблемы прогнозирования уровня жизни общества. Спад производства, инфляция, обесценивание накоплений способствовали обнищанию очень многих семей. Семья с детьми повсеместно стала нуждаться в экономической и социальной поддержке государства. Но характерной чертой переходного периода является противоречие между нарастаниями потребностей в социальной поддержке населения и сужением ресурсных возможностей для их удовлетворения.
В вопросе социальной защиты семьи со стороны государства обычно основной акцент делается на совершенствовании системы государственных пособий семье и детям. В этом есть свой резон только с точки зрения проблемы совершенствования критериев малообеспеченности с учетом социально-экономического потенциала семей.
Более важным представляется уделить внимание роли государства в создании условий, способствующих развитию семейного предпринимательства и стимулирующих его. И это имение то, что способствует решению главного вопроса настоящего момента—самообеспеченности семьи, способности ее членов своим трудом обеспечить достойный образ жизни.
С развитием рыночных отношений все более усиливается экономическое обособление семьи в обществе и ее роль первичной экономической ячейки в микроэкономике. Акцент перемещается от потребления к предпринимательству. Семья становится субъектом экономических отношений.
В условиях переходного периода лишь небольшая часть семей осознала это изменение своей экономической функции и активно включилась в процесс создания самостоятельного экономического базиса на основе использования законодательно разрешенного изменения отношений собственности и форм хозяйствования.
Наиболее массово этот процесс происходит на селе. Это относится не только к организации фермерских хозяйств, число которых относительно невелико, сколько к общей массе сельских тружеников, которые все годы существования советского строя большую часть семейного дохода имели от личного, подсобного хозяйства.
В городах основная часть семей продолжает надеяться, что их участие в общественном производстве должно сводиться лишь к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали семье материальную основу существования. Поэтому сейчас, в условиях спада производства и инфляции, многие семьи оказались у черты бедности.
Более тесно переплетается с экономической и воспитательная функция. Она должна изменяться в сторону обучения членов семьи, в первую очередь детей, различным ремеслам и самообслуживанию семьи: шитье, ремонт одежды и обуви, бытовых приборов, сантехники и т. д. С самого раннего детства надо воспитывать умение разумного потребления, соизмерения расходов с доходами.
Изменяется функция досуга. Ранее досуг был синонимом развлечения и отдыха. Сейчас в связи с трудностями жизни, досуг также должен иметь экономическое наполнение.
Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить поддержание физического здоровья членов общества и уход за детьми. Ребенок в семье получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь на дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. С этой функцией тесно связана экономическая функция семьи, направленная на экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, имея в фундаменте то разделение функций, которое обеспечивала семья. С появлением индустриального производства многие производительные функции были вынесены за рамки быта городской семьи. У сельской семьи, ведущей приусадебное хозяйство, они в значительной степени сохранились. Постепенно ослабевала экономическая роль семьи, связанная с обогащением, накоплением богатства и передачей его по наследству. Многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием их потребностей в приготовлении пищи, пошиве одежды, стирке, уборке и др., издавна связанные с семьей и только с ней, были целиком или частично переложены на «плечи» бытовой промышленности. Глубинные социально-экономические изменения, которые происходят в нашем обществе, вновь активизируют те стороны хозяйственно-бытовой функции, которые были почти сняты предыдущим развитием. Накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях. Разрушение бытовой промышленности1, экономический кризис делают семью относительным гарантом выживания, ибо нигде, кроме как в семье, повседневные потребности удовлетворить невозможно. Более того, внешние трудности по-своему сплачивают семью, отодвигая психологические проблемы на задний план. Впрочем и число желающих вступить в брак, учитывая хозяйственно-бытовые трудности, сокращается.
Следующая функция семьи — коммуникативная. Она заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях—духовном общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни человек очень часто испытывает дискомфорт от необходимости' общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где общение происходит с социально и психологически близкими людьми. Здесь удовлетворяется потребность, в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функцию духовного общения может выполнять только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье.
Функция семьи—эмоциональная, в результате которой удовлетворяются потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке и психологической; защите. В семье человек получает моральную и психологическую помощь, сбрасывает с себя то напряжение, которым «зарядились» в обществе, в своем личностном, должностном и профессиональном функционировании. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества и активно содействует сохранению их психического здоровья.
Важной для человека и всего общества в целом является социально-статусная функция. Она способствует удовлетворению потребностей членов семьи в социальном продвижении. В ходе выполнения данной функции семья предоставляет определенный социальный статус своим членам и осуществляет воспроизводство социальной структуры общества.
Гедонистическая или функция здорового секса связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и т. д. Нормальная половая жизнь, регулярные половые отношения признаются одной из предпосылок здорового образа жизни. Сегодня часто встречаются невротические реакции, связанные с необходимостью подавлять свою сексуальность в браке. Распространение такой «социальной болезни», как одиночество, приводит к неудовлетворенности этой потребности у значительного количества взрослых людей. Значительная часть самоубийств, совершаемых людьми в возрасте от 20 до 40 лет, связана с проблемами одиночества. Между тем возрождение культа крепкой и здоровой, счастливой и сплоченной семьи во многих странах связывают с тем, что «радость здорового секса» с постоянным и надежным партнером являются лучшим средством борьбы с наступлением СПИДа.
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья—это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т. д. Выражение «мой дом—моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья—наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
Физические силы, израсходованные человеком в трудовом процессе, восполняются в нерабочее время. Наблюдения показывают, что полнее всего восстанавливаются силы в семейной обстановке, в общении с близкими, с детьми. Разрушение системы организованного отдыха взрослых и детей сделало для большинства населения семейное проведение отпуска повелительной необходимостью, но полная стоимость путевок в детские лагеря и учреждения отдыха недоступна для очень многих. Между тем доказано, что совместный отдых обоих супругов, а также взрослых и детей—это фактор, благотворно влияющий на крепость семейных связей.
По мере гуманизации общества все более возрастает значение фелицитологической функции семьи. Она объединяет в себе) все вышеперечисленные функции, но в тоже время является самостоятельной. Эту функцию следовало бы осознать и целенаправленно осуществлять в каждой семье. Фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Но выполнять эту функцию может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.
В итоге можно сделать вывод, что жизнь семьи весьма многогранна. С сущностью и спецификой семьи неразрывно связаны ее функции, основными из которых являются: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, социального контроля, духовного общения, досуговая, социально-статусная, эмоциональная, сексуальная и фелицитологическая. В последнее время происходит трансформация функций семьи в обществе, но не их полное исчезновение. Передав обществу некоторые социально-экономические и культурно-образовательные функции, семья сохранила другие. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, большую роль она призвана сыграть как надежное психологическое «укрытие» с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение понятия «функция» семьи.
Какие основные функции семьи вы знаете?
Что вы можете рассказать о воспитательной и репродуктивной функциях?
Что подразумевается под экономической функцией семьи?
Какие стороны жизни семьи охватывает хозяйственно-бытовая функция?
Назовите функцию, которая объединяет все функции семьи.
Какие еще функции семьи вы знаете? Расскажите о них.
Литература
Голофаст В. Б. Функции семьи//Семья и личность. М, 1974.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.
Пантелеева Т. С. Экономическая функция семьи. Сб. Социальная работа с семьей. М., 1995.
Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. И. Я. Циткилова. Ростов н/Д. 2002,
Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2003.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»