3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
На протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни фокусирует все кардинальные изменения, происходящие в обществе.
Принимая семью в качестве объекта социальной работы необходимо учитывать следующее: ее структуру, окружение, функционирование, традиции и обычаи.
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы—направленные на социальную реабилитацию инвалидов-детей, оказывающие помощь малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.п.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн семей. Наиболее распространенный тип—нуклеарная семья (от лат. nucleus—ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации—2/3.
Существует также типология социального риска, т. е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания.
Это семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца, неполные семьи, семьи военнослужащих срочной службы. В последние годы возникают новые категории таких семей как: семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, месяцами не выплачивающих заработную плату.
Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска»2.
Социально-экономические проблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных семей, государственной системой материальной помощи.
Наиболее трудно решаемыми в нынешней кризисной ситуации стали экономические проблемы, но именно они являются самыми насущными, каждодневными для большинства населения России. Общее ухудшение экономического положения привело к резкому росту численности населения с денеж-11ыми доходами ниже величины прожиточного минимума. Так, численность населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума (в среднем на душу населения) в 2001 г., составила 49,9 млн рублей (27,6% от общей численности населения).
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей с тремя и более детей доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,4% семей.
Особенно тревожным является тот факт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума были зарегистрированы в 58,4% семей, получающих пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, т. е. преимущественно в молодых семьях.
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающей потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются факторами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.
Проблемы, характерные для нашей страны, тесно перекликаются с общемировыми процессами и своеобразно отражают их. Жизнь семьи тесно связана с жизнью всего общества и каждого человека в отдельности. Поэтому проблемы, осложняющие положение всех жителей, влияют, без сомнения, на ситуацию в семье, и те трудности, которые переживает семья, накладывают свой отпечаток на самочувствие индивидов и всего населения в целом.
Одной из наиболее сложных проблем семьи являются в настоящее время финансово-экономические трудности, мало обеспеченность, невозможность достойно обеспечить жизнь семьи при помощи социально одобряемых способов деятельности. В обществе со здоровой экономикой наличие постоянной занятости является гарантией трудовой обеспеченности и большинство населения в состоянии не только заработать себе на жизнь, но и помочь тем, кто не в состоянии по разным причинам—болезнь, старость, многодетность и т. д.—содержать себя и свои семьи самостоятельно.
В наших условиях, финансирование в качестве социальных минимумов величины оплаты труда, пенсий, пособий и т. д. Так минимальный размер оплаты труда или прожиточный минимум являются чисто расчетными показателями и имеют лишь косвенное отношение к реальным потребностям индивидов и семей или реальным минимальным нормам выживания. Так, минимальный размер заработной платы покрывает не более четверти, в лучшем случае трети расходов, необходимых для выживания индивида, а вместе с компенсациями не дотягивает все-таки до величины душевого физиологического минимума.
Семейный бюджет в нашей стране строится на эквиваленте мужа и жены. Отсутствие заработка жены в период отпуска по уходу за ребенком (при резко возросших расходах) ставят молодую семью в весьма трудное положение. Разумеется, сложность проблемы резко возрастает при рождении ребенка в семье безработных, в неполной семье, у матери, не состоящей в браке, при рождении ребенка-инвалида или у родителей-инвалидов.
Возрастающая степень платности образования, здравоохранения, культурно-просветительской деятельности заставляет родителей тратить все больше средств для того, чтобы обеспечить детям удовлетворительный социальный старт во все более конкурентной среде. Дети становятся социальной роскошью, позволить себе которую все труднее. Впрочем, стратегия демографического поведения—отношение к брачности, к деторождению и т. д.—лишь отчасти зависит от материального положения, определяясь, прежде всего, внутренними морально-психологическими установками.
Еще одна весьма важная проблема связана с жилищными условиями семей. Прежде существовавшие способы ее разрешения, такие как жилищно-строительная кооперация, жилищное строительство силами промышленных и сельскохозяйственных предприятий почти исчезли. Фонд дешевого муниципального жилья, доступного семьям среднего и низкого достатка, практически не пополняется. Жилищный кредит чрезвычайно дорог и сопровождается условиями, делающими его недоступным для рядовой семьи.
Это особенно сильно влияет на положение вновь образующихся семей. В соответствии с господствующей тенденцией, пни предпочли бы жить отдельно от родителей, но жилищные обстоятельства заставляют их жить вместе, в далеко не роскошных условиях родительских квартир.
Между тем, есть прямая связь между ухудшением жилищных условий и напряженностью семейной атмосферы, хотя, правда, однозначной обратной зависимости не существует: улучшение жилищных условий вовсе не ведет автоматически к укреплению семьи. Но плохие жилищные условия для существования, скученность, отсутствие места для полноценного отдыха, усугубляют все другие семейные трудности, влияют на здоровье и школьную успеваемость детей.
Комплексной является проблема с занятостью, влияющая на положение семьи и обстановку в семье. Апробированные мировой практикой рецепты разрешения кризисной ситуации—развитие малого и семейного бизнеса, сферы обслуживания, народных художественных промыслов—оказываются неэффективными из-за негибкой налоговой политики государства.
Большинство безработных—женщины, причем у многих из них есть дети в возрасте до 16 лет. Исследования показывают, что среди лиц, теряющих рабочее место, большую часть составляют молодые и многодетные матери, родители детей-инвалидов.
Безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на ее экономическое положение. Известно, что утрата работы и заработка ведет к глубоким психологическим изменениям личности, дефектам семейных связей, психосоматическим заболеваниям. Причем последствия проявляются не только у самого безработного, но и у членов его семьи, в том числе и у детей. С другой стороны, если раньше мы с полным правом говорили о двойной занятости женщин, которые совмещали труд вне дома с трудом по обслуживанию своей семьи, то сегодня можно говорить о двойной занятости практически для всех.
Для выживания люди ищут себе дополнительную работу, обрабатывают земельный участок, позволяющий выращивать продукты. Естественно, что все это требует иногда чрезмерных затрат труда и сил. Если же учесть, что резкое сокращение потребления бытовых услуг (в силу их дороговизны и из-за ухудшения работы системы учреждений бытового обслуживания) лишило семьи даже той довольно скромной помощи, которую оказывали им прежде службы бытового сервиса, то на женщину падает уже нагрузка не двойной, а тройной занятости. Отсюда—ухудшение здоровья населения, накопление усталости.
Учитывая, что посещаемость медицинских учреждений снижается, к помощи здравоохранения обращаются реже, из страха потери работы и из-за дороговизны медицинских услуг, то перспективы сохранения здоровья и работоспособности достаточно проблематичны. Разумеется, усталость и нездоровье проявляются в ухудшении психологического фона семейных взаимоотношений, в учащении скандалов и ссор.
Своеобразное место занимает такое явление, как снижение рождаемости. В Российской Федерации такая тенденция, осложнённая экономическим и моральным кризисом, имеет ряд особенностей. Во-первых, падение рождаемости произошло чересчур резко. Во-вторых, «сброс» семейной нагрузки—это способ разрешения экономических трудностей, который действительно дает временное облегчение как индивидам, так и государству: требуется меньше расходов на содержание или поддержку нетрудоспособных или менее трудоспособных членов общества. Однако, исторический опыт показывает, что в стратегическом плане наличие семьи и средства, вкладываемые в ее поддержку, оказываются залогом устойчивости общества и его дальнейшего развития. Повышают выживаемость индивидов. К сожалению, в настоящее время мы не знаем способа, которым можно было бы подействовать на уровень рождаемости в сторону его увеличения. Деятельность современных структур по оказанию населению помощи в сфере планирования семьи, распространение современных знаний, медикаментозных средств и технических приспособлений приводит к достаточно достоверно регистрируемому снижению искусственных абортов, хотя до цивилизованных показателей в этой сфере нам пока далеко.
Резкое имущественное расслоение российских семей, отбросившее подавляющее большинство населения даже не за черту бедности, а за грань ее, привели к крайне отрицательным морально-психологическим последствиям в длительной перспективе. Политика доходов и зарплат непродуманно и неэффективно проводящаяся с 1992 г., привела к резкому ослаблению трудовой мотивации, дискредитации честного, добросовестного труда. Невозможность достичь личностно значимых целей социально приемлемыми способами приводят к вытеснению значительной части наиболее энергичных и предприимчивых представителей населения в криминальную сферу.
Дети и подростки вырастают с убеждением, что престижа и уважения в обществе не найти, что родительская любовь новее не исключает, а предусматривает телесные наказания: кто жалеет розги, тот губит младенца.
Формы жестокого обращения не сводятся к избиению, они включают в себя любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими и иными способностями. Не менее травмирующими могут быть такие проявления эмоционально-психической жестокости, как насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Одна из наиболее разрушительных, хотя и трудно диагностируемых форм жестокости (в первую очередь по отношению к детям)—эмоциональное отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. Если оставление без попечения, дефицит заботы и ухода может стать поводом для вмешательства в судьбу лиц, уполномоченных следить за их благополучием (представителей органов опеки и попечительства, внутренних дел и т. д.), то дефицит эмоционального тепла не оставляет следов внешних повреждений, но отпечатывает глубокий и неизгладимый след на характере и судьбе развивающегося человека.
Наиболее опасный для личности, здоровья и самой жизни вид обращения—физическое и сексуальное насилие. Физическое насилие нередко используется для принуждения детей к развратным действиям. Однако порой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, с целью приобрести немного их внимания. Физическое и сексуальное насилие разрушительно влияет на детей. Для лиц, переживших его, характерны сохраняющиеся надолго депрессивные состояния, приступы тревожности, страх прикосновений и контактов, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Определенная специфика социально-экономических проблем свойственна не только институту семьи в целом, но и различным типам семей в зависимости от их структуры, размера, и наличия факторов социального риска. Важен для социальной практики также вопрос о наличии или отсутствии детей и об их количестве. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде территорий—пяти и более), причем большинство из зарегистрированных многодетных семей—трех- или четырехдетные. Хотя демографы выступают за семью с тремя детьми, оптимально, по их мнению, сочетающую интересы семьи и общества, сами граждане, вступающие в брак, практикуют в основном малодетность. Опросы молодежи показывают устойчивость этой тенденции, которая уже перешла в категорию институциональных социальных особенностей современного общества. Кроме того, исследования, проводившиеся даже в весьма благополучных с социально-экономической точки зрения странах, показывают, что в многодетных семьях присутствуют такие факторы риска, которые не зависят от уровня обеспеченности домохозяйства, но отрицательно влияют на самооценку детей, препятствуют их успешному социальному старту.
Существует также типология социального риска, т. е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы защиты и социального обслуживания. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи, семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов), где на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников, семьи, проживающие в неблагополучных регионах, семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.
Усиливается нестабильность семейного образа жизни, нарастают кризисные явления, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Это выражается, прежде всего, в увеличении числа разводов. Коэффициент разводимое™ в нашей стране достиг 4,5%, что составляет один из самых высоких показателей в мире. На каждые три заключаемых брака в стране фиксируется в среднем два развода. А в Хабаровском и Приморском крае, Сахалинской, Мурманской областях, Республике Карелии и 2001 г. на 1000 браков приходилось от 803 до 945 разводов. В Магаданском же крае и Чукотском национальном округе ежегодное количество разводов превышало количество браков соответственно на 10 и 23%. Для этих суровых северных мни восточных территорий типичным является поведение, и. травленное на «свертывание» нормальной социальной жизнедеятельности.
Как показывает опыт многих стран, это вызвано в первую очередь изменением модели семьи, отходом от патриархального моноцентрического ее типа в пользу демографического, элитарного, полицентрического типа. Технологии согласования приоритетов и интересов в такой семье пока еще не выработаны, что ведет к частному, иногда неоправданному расторжению таких браков. Самим конфликтующим членам семьи трудно диагностировать свои проблемы или найти пути их разрешении. В то же время квалифицированная профессиональная помощь, оказанная специалистами семейной терапии, могла бы стабилизировать брак.
Сегодня уже почти каждый пятый ребенок в нашей стране рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Такое явление можно интерпретировать, как кризисное стремление минимизировать семью: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порою соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семей безработных.
Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ресурсам, семейным или социальным неблагополучием. Работники учреждений социального образования знакомы уже с таким феноменом, как многодетные несовершеннолетние матери (трое детей у женщины 17 лет); как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ведущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной беременности—общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде мало обеспеченности, неграмотности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России. Дети, рожденные в таких условиях, чаще других имеют серьезные врожденные дефекты, нарушения здоровья; с первых дней своей жизни они становятся клиентами социальных служб. Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление установки на отказ от создании семьи. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака—симптом внешнего социально-экономического неблагополучия. Но, совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность может стать утвердившимся стереотипом.
Рост числа детей-инвалидов—еще одна серьезная проблема, сказывающаяся на положении и самочувствии современной семьи. Это вызвано как общим ухудшением среды обитания, усилением антропогенного загрязнения, так и ростом фактов неблагополучия. Изменение взглядов общества, переход от изоляции таких детей (и взрослых-инвалидов) к интеграции их в общество, к перенесению акцента на воспитание их в семье и оказание семье помощи в обслуживании детей с ограниченными возможностями, приводит к формированию сети учреждений социальной реабилитации детей-инвалидов и разработке методик их деятельности. Учитывая снижение стандартов потребления и ухудшение качественных показателей каждого следующего поколения, следует считать, что социальное обслуживание детей с ограниченными возможностями будет занимать не только все большее место в социальной работе в нашей стране, но и то, что такая деятельность должна превратиться в один из важных факторов формирования резервов рабочей силы на будущие десятилетия.
Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим—это тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городских городках и поселках, где шахты работать перестали, а пособия выплачивались не регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии и странах «третьего мира»