31. Процесс познания и освоения человеком мира
Основным содержанием сознания человека является знание. Знание результат познавательной деятельности. Проблема познания признана одной из главных философских проблем. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний.
Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?
В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.
Таким образом, познание - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.
Билет №2
- 31. Процесс познания и освоения человеком мира
- 2. Философия как мировоззрение и методология. Формы мировоззрения и методологии.
- 32. Наука как специфический социокультурный феномен?
- Философия в системе культуры.
- 33. Проблема истины в познании
- Основная проблема и основной вопрос ф.
- 34. Научное познание и инженерное проектирование. Понятие конструктивной методологии.
- Структура, функции и предназначение философии. .
- 6. Философия Др. Востока
- 36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.
- 7. Античная философия
- 8. Средневековье
- 38. Проблема существования человека
- 9. Возрождение
- 39. Человек, индивид, личность
- 10. Новое время
- 40. Проблема личностного развития и успеха
- 41. Маслоу
- 42. Теория мотивации Маслоу
- 43. Информационное общество
- 44.Структура научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретичский.
- 45 Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирические описания и эмпирическая гипотеза.
- 16. Русская философия 19-20веков: основные темы и виднейшие представители.
- 46. Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
- 17. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 18. Философия экзистенциализма. Специфика и основные проблемы.
- 48. Понятие и структура научной методологии.
- 19. Герменевтика и ее роль в современной культуре.
- 49. Инженерный подход и конструктивная методология.
- 20. Понятие бытия, онтологии, объективной и реальной реальности
- 50. Методология в сфере науки и проектирования
- 21.Категория материи в ф.
- 51. Проблема сознания и кибернетика
- 22. Пространство и время как атрибутивные формы бытия.
- 52. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере- понятие способа производства.
- 23.Пространсво и время в специальной теории относительности Эйнштейна и некласс ф.
- 53. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере - понятие способа производства.
- 24. Эволюция форм отражения
- 54. Природа и истоки гуманитарной и естественно-технической культуры
- 25. Наука как специфический социокультурный феномен?
- 55. Феномен к-ры. Феномен ненормативной лексики.
- 26. Приоритеты философии и человечества в 3 тысячелетии
- 56.Духовная сфера жизни общества.
- 57.Политическая сфера жизни общества (псжо).
- 28. Аксиологическая концепция культуры.
- 58. Технократическая парадигма и гуманизация инженерной деятельности.
- 29. Материальная сфера жизни общества
- 59. Семиотическая концепция культуры.
- 30. Проблема жизни, смерти и бессмертия Любовь как высшая форма решения проблемы трансценденции?