logo
Шпоры по философии

Философия в системе культуры.

Сущ-ет более 200 опред-ий культуры. Культура – это есть все то, что создано или произведено человеком; в отличие от естественного (натура, природа) это широкий фил-ий конструкт-ый или инструментальный смысл. Об определении понятий. Понятия могут быть определены дескриптивным (описательным) образом через описание свойств предмета или объекта. Например, понятие «окружность» - геометрич-ое место точек, равноудал-ых от центра. Другой способ опред-я конструктивный, инструментальный или инженерный, состоит в указании способа построения объекта. «Окружность» - это линия, полученная с помощью циркуля. Задача науки состоит в том, чтобы переходить от дескриптивных к конструктивным способам определения. Культура: материальная и духовная. Духовная культура включает в себя ф-ю, науку, искусство, религию, политику, право и мораль. Ф-я центральный элемент дух. культуры, явл-ся «генетическим кодом» культуры. Соотношение ф-ии и науки: общее:

- ф-я и наука сост-ют системное знание

- используют объяснит-ый принцип

- использ. истину

различия: - ф-я не имеет непосредств-го отнош-я к миру, она не фактологична

- ф-я не только объясняет мир, но пытается его изменить, т.е. проектирует новые миры

- ф-я близка к искусству и религии, поскольку заним-ся проблемами сущ-я чел-а

Соотношение Ф. и религии:

общее: - человек, как предмет

- ценности

- навигатор, ср-во ориентации чел-а в мире

различия: - ф-я обращ-ся к разуму, религия – к вере

- религия отрицает сомнения, ф-я исследует и пытается объяснить

- ф-я работает с понятиями-категориями, религия с символами- мифами

-сомнение Р. Отрицает Ф. же исследует и пытается объяснить.

Ф-я и искусство:

- в широком смысле искусство есть альтернатива науки с ее логикой и формальными предписаниями. В науке основное средство – понятие, в искусстве – худ. образ.

Сущ-ет в развитии ф-ии 2 тенденции:

1. ориентация на науку

2. ориентация на искусство

«Искусство» - это определенная технология доведения до совершенства, гармонии, красоты. Ф-я может сущ-ть не в понятийной форме(как в учебнике), а в форме худ. произведений.

Ф-я и мораль:

Мораль (нравственность) явл-ся практической Ф. В поступках чел-а отраж-ся нравств-ть чел-а, его отношение к дух. ценностям