43. Информационное общество
Отличительными чертами информационного общества являются:
1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
а) эффективное информационное взаимодействие людей;
б) их доступ к мировым информационным ресурсам;
в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.
Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.
Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.
Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».
Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.
Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.
Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.
Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества.
Билет № 14
№14 Марксизм и философский материализм
Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема–это проблема общества, общественного. Маркс выдвигает целый блок новых проблем. Центр философии Нового времени–субъект разумный.. Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в кот. сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все–рационалисты. Философия Н.В. по преимуществу рационалистична. Общественный труд–солнце человека: Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Маркс называет общественный труд солнцем человека.
Маркс за справедливость–каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто. Практика–критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания–это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине/ Основные достижения философии Маркса: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного. Профессиональные философы относятся к Марксу с большим уважением. Маркс написал мало философских работ, тем не менее он был крупным мыслителем, влияние его идей сказывается по настоящее время. Друг Маркса Фридрих Энгельс уступал ему в философском таланте, но во многих отношениях был очень интересным человеком, смелым, скромным(прекрасный бизнесмен, полиглот, говорил и писал на 20 языках).
- 31. Процесс познания и освоения человеком мира
- 2. Философия как мировоззрение и методология. Формы мировоззрения и методологии.
- 32. Наука как специфический социокультурный феномен?
- Философия в системе культуры.
- 33. Проблема истины в познании
- Основная проблема и основной вопрос ф.
- 34. Научное познание и инженерное проектирование. Понятие конструктивной методологии.
- Структура, функции и предназначение философии. .
- 6. Философия Др. Востока
- 36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.
- 7. Античная философия
- 8. Средневековье
- 38. Проблема существования человека
- 9. Возрождение
- 39. Человек, индивид, личность
- 10. Новое время
- 40. Проблема личностного развития и успеха
- 41. Маслоу
- 42. Теория мотивации Маслоу
- 43. Информационное общество
- 44.Структура научного познания: эмпирический, теоретический, метатеоретичский.
- 45 Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирические описания и эмпирическая гипотеза.
- 16. Русская философия 19-20веков: основные темы и виднейшие представители.
- 46. Общелогические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
- 17. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 18. Философия экзистенциализма. Специфика и основные проблемы.
- 48. Понятие и структура научной методологии.
- 19. Герменевтика и ее роль в современной культуре.
- 49. Инженерный подход и конструктивная методология.
- 20. Понятие бытия, онтологии, объективной и реальной реальности
- 50. Методология в сфере науки и проектирования
- 21.Категория материи в ф.
- 51. Проблема сознания и кибернетика
- 22. Пространство и время как атрибутивные формы бытия.
- 52. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере- понятие способа производства.
- 23.Пространсво и время в специальной теории относительности Эйнштейна и некласс ф.
- 53. Основные философские положения марксизма в социально-экономической сфере - понятие способа производства.
- 24. Эволюция форм отражения
- 54. Природа и истоки гуманитарной и естественно-технической культуры
- 25. Наука как специфический социокультурный феномен?
- 55. Феномен к-ры. Феномен ненормативной лексики.
- 26. Приоритеты философии и человечества в 3 тысячелетии
- 56.Духовная сфера жизни общества.
- 57.Политическая сфера жизни общества (псжо).
- 28. Аксиологическая концепция культуры.
- 58. Технократическая парадигма и гуманизация инженерной деятельности.
- 29. Материальная сфера жизни общества
- 59. Семиотическая концепция культуры.
- 30. Проблема жизни, смерти и бессмертия Любовь как высшая форма решения проблемы трансценденции?