logo
Шпоры по философии

36. Диалектика. Абсолютная и относительная истина. Критика догматизма и релятивизма.

Диалектика – это раздел философии, учение, теория, которая даёт философское решение проблемы существования универсума (понятие которое объединяет онтологию, гносеологию и включает в себя 3 сферы: природу, общество, мышление). Диалектика включает в себя не только теорию развития мира и его существования, но и метод познания и преобразования мира. Термин «диал» применял Сократ. Дословное значение – умение вести спор, диалог, беседу. Данное понятие возникло в связи с развитием античной демократии, которая предполагает умение полимизировать и обосновывать свои взгляды. Платон понимал под диалектикой не просто диалог, а логические операции объединения и разделения понятий при помощи вопросов и ответов, которые ведут к определению их содержания. Именно поэтому работы Платона написаны в форме диалогов и являются образующими диалектики. Гераклид развивает диалектику в виде общих законов о развитии мира, которое находится в постоянном движении и противоречиях сравнения взглядов. Платон и Гераклид показывают, что их диалектика относится к разным сферам реальности. Платон- диалектика мышления(субъективная), Гераклид-диалектика самого реального мира (объективная). Гегель создал целостную концепцию диал., которая включает принципы, законы, категории. Гегель формирует закон тождества субъективной и объективной диалектики, однако его принципы тождества основываются на идеалистических посылках. Гегель не видел разницу между мышлением и бытием, моделями и реальностью. Классическая фил-я определяет диал. как науку о наиболее общих законах природы, общением м мнениями. Диалектика сущ-ет в 2 формах: как метод (включает 2 принципа: всеобщие и взаимообуславливающие связи, принцип связи, принципы изменения и развития) и как теория. Принцип развития – увеличение, обладающее след. особенностями: 1)особый вид движения – самодвижение, 2)обладает направлением от простого к сложному, от малого к большему или наоборот (прогресс либо регресс),3) в развитии участвуют системы различной формы сложности, или организации – саморазвивающиеся системы. 4) развитие может быть представлено с двух позиций: диалектики(1.развитие по спирали (закон отрицания отрицания), характеризует по направлению, форме, результату 2.развитие скачкообразное, катастрофическое (закон перехода колич. изменений в качеств.),характеризует механизм развития 3.саморазвитие, даваемое противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей),отвечает на вопрос: почему происходит развитие? 4) взаимосвязь всех сторон каждого явления) и метофизики (1.движение по кругу с повторением пройденных этапов, 2)развитие как простое умение или увеличение, скачки отрицаются, 3) развитие происходит из-за внешних сил, отрицаются внутренние противоречия, 4) все явления рассматриваются изолированно, обособленно друг от друга)

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Её разновидностью является вечная истина (факты,сведения). Относительная истина – неполное, неисчерпывающее знание об объекте. Догматизм и релятивизм. Догматизм рассматривает истину как абсолютную, релятивизм – относительную. В этом случает теряется различие между истиной и заблуждениями

Билет №7