logo
Шпоры по философии

8. Средневековье

Фил. мысль ср. веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью для него является не природа, а Бог. В основе христианского монотеизма лежат 2 важнейших принципа: идея творения и идея откровения. Они тесно связаны между собой, т.к. предполагают единого личного бога. Идея творения лежит в основе онтологии (учение о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. В среднев. фил: схоластика и патристика. В патрист. период основу составляли произведения отцов церкви. Схоластика – направление ф., кот. занимается абстрактными, оторванными от реальной жизни, надуманными проблемами. Как правило, схол. споры-споры о понятиях, а не онтологии. Реализм и номинализм – направления в ф., кот. решали проблему сущ-ия по-разному. Реализм считает, что реальносущ. не только единичные предметы, но и общие понятия. Номинализм считает, что общие понятия – это только имена, они не обладают самостоятельным сущ-ем, помимо единичности вещей. Фома Аквинский: его учения сост. Обоснование принципов христ. теологии. Он в качестве основы брал ф. Аристотеля, выдвинул принцип гармонии, веры и разума.