logo search
2й семестр / 2 курс / История социологии / IstorCoz_kont бак

Тема 2. Социальные учения Средневековья

Средневековье как историческая эпоха (IV - XIV вв.) и специфический тип культуры: христианско-библейская картина мира (Бог-творец, иерархический порядок сотворенного, противоборство телесного и духовного); спасение как высшая ценность и базовая категория культуры; феодальная социальная организация.

Кризис общественного строя Римской империи в IV - V вв. Развитие христианской культуры в условиях социального кризиса. Учения Отцов Церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного как осмысление путей выхода из кризиса.

Концепция двух градов Блаженного Августина. Жизнь Аврелия Августина и обстоятельства создания трактата «О граде Божием». Объяснение социально-исторических процессов Божиим провидением. Противопоставление града земного и града небесного как двух принципов жизни человеческих сообществ. Использование понятия «любовь» для описания и объяснения общественного устройства. Концепция иерархического порядка трех видов мира: оправдание сохранения государственного устройства в земной жизни и утверждение ведущей общественной роли церкви.

Социальные учения позднего Средневековья. Кризис социального порядка классического феодализма в середине XII - XIII вв. Расцвет средневековой (готической) культуры в ситуации общественного кризиса. Схоластическая и мистическая теология как реакция на кризис и осмысление выхода из него.

Радикализм учения Иоахима Флорского о трех эпохах всемирной истории. Консерватизм учения Бертольда Регенсбургского об ответственности человека перед Богом и о делении общества на «хоры».

Концепция социального порядка Фомы Аквинского. Исторический и биографический контекст творчества Фомы Аквинского. Идея включенности социального порядка в иерархию сотворенного Богом «вселенского сообщества». Учение об иерархии законов, управляющих жизнью людей. Законы вечный, естественный и человеческие. Государство как божественная необходимость, установленная вечным законом. Принцип соответствия формы государственного устройства естественному закону. Роль человеческих законов в поддержании иерархического порядка в обществе. Социально-историческое значение идей о правильном использовании собственности и денег, «справедливой цене» и запрете ссудного процента.