logo search
Скворцов Э

3.1. Древнерусское государство (X – XIII вв.)

Становление социально-этических представлений о справедливости в Х-ХIII веках, после принятия христианской религии, потребовало включения в сферу распределения всех слоев населения и, соответственно, пересмотра существовавших традиций и законов «дедов и отцов». Христианская реформа, осуществленная князем Владимиром, привнесла необходимость перехода к управлению социальной сферой жизнедеятельности на новых основаниях, согласно которым власти были обязаны соблюдать универсальные законы. Мирское правление князя строилось на следующих основных принципах: «везде милостыню творяша», «нищие, и сироты, и вдовицы, и слепыя, и хромыя, и трудоватыя, и вся милуя, одевая, и накормя, и напаяя».

Следование такому предначертанному свыше «божественному плану» приводило к расцвету государства, а несоблюдение христианских принципов и законов вызывало народные бедствия. С этих позиций выступает митрополит Алексей в своем поучении к представителям власти: «А князи и бояре и вельможи судите суд милостиво: суд без милости есть не створшему милости, хвалится милость на суде... Суд Божий есть, судите люди вправду, и вдовиц и сирот, и пришлец не обидите, да не возпиют на вас к Богу».