20.2. Модели медицинского страхования
Общество определяет систему здравоохранения, механизм и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечивает эти потребности необходимыми ресурсами. Государственная система здравоохранения с жестким административно-экономическим управлением государственной собственностью на основные ресурсы, бюджетным финансированием, внутриведомственным контролем объема и качества медицинской помощи, патерналистской моделью взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов относительно стабильно работала до середины 1980-х гг.
Изменяющиеся общественные отношения создают условия для существования различных типов систем здравоохранения. Рыночная экономика поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных принципах, в ситуацию, когда её дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено. Осознание обществом проблем, которые возникают перед ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся простота проблем здравоохранения при формулировании целей и задач отрасли оборачивается недооценкой этих проблем и переоценкой возможностей общества для их разрешения.
На современном этапе общественного развития, в целях поиска новых экономических условий существования, российским здравоохранением за основу развития взята модель медицинского страхования. Мировой опыт свидетельствует, что медицинское страхование является одним из способов адаптации здравоохранения к рыночным отношениям в обществе. Суть рыночных отношений в здравоохранении заключается в сочетании принципа общедоступности лечебно-профилактической помощи и права каждого человека на выбор комфортных условий, повышенного качества медицинских услуг, выполняемых за плату субъектами с разными формами собственности.
Медицинское страхование – форма социальной защиты населения в охране общественного здоровья. Осуществляется как обязательное медицинское страхование (ОМС), так и добровольное медицинское страхование (ДМС). Объектом медицинского страхования является риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении у граждан страхового случая – это заболевание, травма, отравление и т. п.
Страхователями работающего населения при ОМС являются предприятия, учреждения, организации и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Страхователями неработающего населения выступают органы государственной власти и местного управления. Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие дееспособностью и предприятия, организации, представляющие интересы граждан. Страховщиками выступают страховые медицинские организации, имеющие государственную лицензию на право заниматься государственным страхованием.
Страховой тариф взносов на ОМС составляет 3,6% фонда оплаты труда. Финансовые средства, перечисляемые страхователями, накапливаются в фонде ОМС. Фонд является государственным некоммерческим кредитно-финансовым учреждением. Граждане, в отношении которых заключен договор медицинского страхования, получают страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории РФ.
Добровольное медицинское страхование является видом финансовой коммерческой деятельности, которая призвана обеспечить более высокий уровень медицинской помощи, по сравнению с системой государственного и муниципального образования. ДМС реализует коммерческие принципы оказания медицинской помощи, используя принцип накопительного страхования.
Социальное здоровье связано с социальным положением населения, за которое выступают и борются социальные группы. Социальное положение формируется как результат действия системы существующих факторов (причин). Они образуют общественные условия существования и развития структурных элементов, которые, в свою очередь, определяются уровнем благосостояния социальных групп и общества в целом.
- Российский государственный социальный университет Филиал в г. Чебоксары э.Г. Скворцов
- 1. Социальная политика как система
- 1.1. Социальная структура общества
- 1.2. Социальная политика в системе общественных отношений
- 1.3. Сущность социальной политики
- 1.4. Структурные элементы социальной политики
- 2. Основные категории социальной политики
- 2.1. Социальная безопасность
- 2.2. Социальное государство
- 2.3. Социальная политика
- 2.4. Социальная работа
- 3. Из истории российской социальной политики
- 3.1. Древнерусское государство (X – XIII вв.)
- 3.2. Московское царство (XIV – XVIII вв.)
- 3.3. Российская империя (XIX в. – 1917 г.)
- 3.4. Советская Россия (1917 – 1991 гг.)
- 3.5. Российская цивилизация (с 1991г. По настоящее время)
- 4. Актуальные проблемы российской социальной политики
- 5. Субъекты социальной политики
- 5.1 Государство как основной субъект социальной политики
- 5.2 Общественные субъекты социальной политики
- 5.3 Новые субъекты социальной политики
- 6. Функции социальной политики
- 6.1. Обеспечение социальной безопасности (социальной устойчивости) общества
- 6.2. Обеспечение политической устойчивости власти
- 6.3. Обеспечение справедливого распределения собственности и экономических ресурсов
- 6.4. Обеспечение необходимого уровня социальной защиты населения и социальных групп
- 7. Основные принципы социальной политики
- 8. Цель социальной политики
- 8.1. Социальное развитие
- 8.2. Уровень и качество жизни
- 8.3. Программа социально-экономического развития до 2010 года
- 9. Приоритеты социальной политики
- 9.1. Основные приоритеты социальной политики
- 9.2. Общероссийские социальные приоритеты
- 9.3. Приоритетные национальные проекты
- 10. Механизмы социальной политики
- 10.1. Технологические фазы механизма
- 10.2. Практический аспект механизма
- 10.3. Пути совершенствования механизма
- 11. Социальная программа
- 11.1. Направления социальной политики
- 11.2. Этапы формирования социальных программ
- 11.3. Виды социальных программ:
- По масштабу:
- 5. По срокам реализации:
- 12. Парадигмы (модели) социальной политики
- 12.1. Социалистическая модель
- 12.2. Консервативная модель
- 12.3. Либеральная модель
- 12.4. Католическая модель
- 12.5. Патерналистическая модель
- 13. Демографический аспект социальной политики
- 13.1. Демографическая ситуация
- 13.2. Демографическая структура
- 13.3. Уровни самоорганизации жизнедеятельности населения
- 14. Этнографический аспект социальной политики
- 15. Социальная политика и принципы социальной защиты
- 15.1. Принципы социальной защиты
- 15.2. Объекты и формы социальной защиты
- 15.3. Реформирование системы социальной защиты
- 16. Социальное страхование
- 16.1. Виды социальных рисков
- 16.2. Направления социального страхования
- 16.3. Реформирование института социального страхования
- 17. Пенсионное обеспечение
- 17.1. Виды пенсионного обеспечения
- 17.2. Пенсионный Фонд России
- 17.3. Программа реформирования пенсионного обеспечения
- 18. Трудовые отношения
- 18.1. Социальное партнерство
- 18.2. Рынок труда (рабочей силы)
- 18.3. Право в социально-трудовой сфере
- 19. Жилищная политика
- 19.1. Жилищные правоотношения
- 19.2. Классификация жилищного фонда
- 19.3. Государственная жилищная политика
- 20. Охрана здоровья
- 20.1. Состояние общественного здоровья
- 20.2. Модели медицинского страхования
- 20.3. Реформирование системы здравоохранения
- 21. Правовое обеспечение социальной политики
- 21.1. Международное социальное право
- 21.2. Государственное социальное право
- 21.3. Предмет и функции социального права
- Заключение
- Глоссарий
- Контрольные задания (тесты)
- Рекомендуемая литература
- 428027, Г. Чебоксары, ул. Хузангая, 20
- 428000, Г. Чебоксары, ул. Школьный проезд, 1. Лиц. Плд 27-66