1.3. Сущность социальной политики
Содержание понятия «социальная политика» у исследователей значительно различается. Это связано с тем, что социальная политика является значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности государства. В границы социальной политики включаются обширный круг вопросов жизни и деятельности индивидов и общества в целом. Поле социальной политики имеет протяженность от обеспечения выживания и поддержания жизнедеятельности социально уязвимых членов общества до обеспечения полноценного функционирования и развития общества в целом.
Выделение сущности социальной политики представляет определенную трудность. Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные организации, общественные объединения граждан и инициативы. Социальную политику государства нужно рассматривать как специфическую деятельность по реализации права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека.
Активные субъекты выстраивают и отстаивают, в меру своего социального статуса, свою стратегию и приоритеты развития. Множественность субъектов порождает целый круг особых отношений социально-политического характера. Социальная политика осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в отдельных предприятиях, организациях, учреждениях.
На федеральном уровне определяются основные цели, задачи, принципы социального развития, а также основные способы, меры их достижения по отношению ко всему обществу.
Региональные органы власти разрабатывают и реализуют свои законы и социальные программы. Именно они реализуют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т.д. Региональная социальная политика осуществляется с учетом особенностей региона, т. е. уровня экономического развития и возможностей, национальных, историко-культурных и других особенностей.
Муниципальные органы обеспечивают функционирование учреждений социальной инфраструктуры, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие социальной инфраструктуры.
Управление социальным развитием предстает как чрезвычайно сложный процесс. Российское государство ориентируется на либеральную социальную политику, что предполагает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан. Для либеральной модели социальной политики характерно оказание социальной помощи беднейшим слоям, усиление системы социального страхования, возрастание роли личных средств в оплате социальных услуг.
Поверхностные представления или выхватывание отдельных свойств и сфер затрудняют глубинное восприятие сути социальной политики на уровне закономерностей. Для раскрытия сущности социальной политики в целом необходимо системно охарактеризовать её в следующих важнейших аспектах:
-
конкретно историческое соотношение социальных сил в обществе;
-
степень социальной стабильности или нестабильности общества;
-
устойчивость и направленность вектора социального развития;
-
перечень самых современных социальных проблем;
-
место и роль государства в социальной политике;
-
состав наиболее влиятельных субъектов социальной политики;
-
цели и приоритеты субъектов социальной политики.
Сущность социальной политики можно определить через те главные общественные задачи и направления, которые она обязана решать:
-
обеспечение социальной безопасности и социальной устойчивости общества;
-
обеспечение политической устойчивости власти;
-
обеспечение распределения собственности, которое признавалось бы большинством справедливым;
-
обеспечение системы распределений экономических ресурсов, которая устраивала бы большинство населения;
-
обеспечение обществом и государством достаточного уровня социальной защищенности населения;
-
обеспечение обществом и государством необходимого уровня экологической безопасности.
Учитывая то, что для современной России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики еще далеко не решен, а сама социальная политика находится в стадии формирования, следует обратить внимание на весь спектр подходов к пониманию предложений по содержанию, направленности и методам реализации социальной политики.
Среди отечественных авторов широкое распространение получило определение сущности социальной политики, данное П.Д.Павленко. По его мнению, социальная политика – это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношения между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
С точки зрения В.В. Колкова социальная политика трактуется как причинно обусловленная, ситуативная, динамичная по форме и ориентации деятельность по организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе.
По видению И.Г. Зайнышева социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношение в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.
В варианте И. М. Лаврененко социальная политика – деятельность по управлению социальной сферой общества, призванная обеспечить жизнь и воспроизводство новых поколений, создать предпосылки для стабильности и развития общественной системы и достойной жизни людей.
Согласно определению Е. И. Холостовой социальная политика - это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития по достижению социальных показателей, отвечающим этим целям.
Н.А. Волгин подходит к сущности социальной политики следующим образом: социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения системой конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение.
В наибольшей степени нас будет интересовать определение политики как деятельности органов государственной власти и управления, отражающей общественный строй и экономическую структуру страны. Общими декларируемыми целями социальной политики в любом государстве являются: обеспечение социальной стабильности; создание благоприятных условий, гарантирующих определенный доход и достойные условия жизни всем или абсолютному большинству членов общества; реализацию их социальных возможностей и потребностей; обеспечение равновесия в ресурсном обеспечении населения страны.
В поле прикладных решений социальная политика в широком смысле охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все стороны жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, благоприятными экологическими условиями и т.п. Эти направления социальной политики не имеют четко выраженного адресного характера, а ориентированы лишь на платежеспособный спрос населения или на удовлетворение некоторых общественных потребностей.
Социальная политика в узком смысле (собственно социальная политика) есть перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной систем. Содержание собственно социальной политики исчерпывается социальными решениями и мероприятиями по поддержке малоимущих лиц и части социально-культурной сферы.
Мы руководствуемся следующим определением содержания социальной политики, которая рассматривается нами в качестве базовой категории. Социальная политика – часть внутренней политики государства и общественных институтов, в виде социальных программ и практических действий, направленная на регулирование взаимоотношений между основными элементами социальной структуры общества с целью сохранения или изменения их социального положении.
- Российский государственный социальный университет Филиал в г. Чебоксары э.Г. Скворцов
- 1. Социальная политика как система
- 1.1. Социальная структура общества
- 1.2. Социальная политика в системе общественных отношений
- 1.3. Сущность социальной политики
- 1.4. Структурные элементы социальной политики
- 2. Основные категории социальной политики
- 2.1. Социальная безопасность
- 2.2. Социальное государство
- 2.3. Социальная политика
- 2.4. Социальная работа
- 3. Из истории российской социальной политики
- 3.1. Древнерусское государство (X – XIII вв.)
- 3.2. Московское царство (XIV – XVIII вв.)
- 3.3. Российская империя (XIX в. – 1917 г.)
- 3.4. Советская Россия (1917 – 1991 гг.)
- 3.5. Российская цивилизация (с 1991г. По настоящее время)
- 4. Актуальные проблемы российской социальной политики
- 5. Субъекты социальной политики
- 5.1 Государство как основной субъект социальной политики
- 5.2 Общественные субъекты социальной политики
- 5.3 Новые субъекты социальной политики
- 6. Функции социальной политики
- 6.1. Обеспечение социальной безопасности (социальной устойчивости) общества
- 6.2. Обеспечение политической устойчивости власти
- 6.3. Обеспечение справедливого распределения собственности и экономических ресурсов
- 6.4. Обеспечение необходимого уровня социальной защиты населения и социальных групп
- 7. Основные принципы социальной политики
- 8. Цель социальной политики
- 8.1. Социальное развитие
- 8.2. Уровень и качество жизни
- 8.3. Программа социально-экономического развития до 2010 года
- 9. Приоритеты социальной политики
- 9.1. Основные приоритеты социальной политики
- 9.2. Общероссийские социальные приоритеты
- 9.3. Приоритетные национальные проекты
- 10. Механизмы социальной политики
- 10.1. Технологические фазы механизма
- 10.2. Практический аспект механизма
- 10.3. Пути совершенствования механизма
- 11. Социальная программа
- 11.1. Направления социальной политики
- 11.2. Этапы формирования социальных программ
- 11.3. Виды социальных программ:
- По масштабу:
- 5. По срокам реализации:
- 12. Парадигмы (модели) социальной политики
- 12.1. Социалистическая модель
- 12.2. Консервативная модель
- 12.3. Либеральная модель
- 12.4. Католическая модель
- 12.5. Патерналистическая модель
- 13. Демографический аспект социальной политики
- 13.1. Демографическая ситуация
- 13.2. Демографическая структура
- 13.3. Уровни самоорганизации жизнедеятельности населения
- 14. Этнографический аспект социальной политики
- 15. Социальная политика и принципы социальной защиты
- 15.1. Принципы социальной защиты
- 15.2. Объекты и формы социальной защиты
- 15.3. Реформирование системы социальной защиты
- 16. Социальное страхование
- 16.1. Виды социальных рисков
- 16.2. Направления социального страхования
- 16.3. Реформирование института социального страхования
- 17. Пенсионное обеспечение
- 17.1. Виды пенсионного обеспечения
- 17.2. Пенсионный Фонд России
- 17.3. Программа реформирования пенсионного обеспечения
- 18. Трудовые отношения
- 18.1. Социальное партнерство
- 18.2. Рынок труда (рабочей силы)
- 18.3. Право в социально-трудовой сфере
- 19. Жилищная политика
- 19.1. Жилищные правоотношения
- 19.2. Классификация жилищного фонда
- 19.3. Государственная жилищная политика
- 20. Охрана здоровья
- 20.1. Состояние общественного здоровья
- 20.2. Модели медицинского страхования
- 20.3. Реформирование системы здравоохранения
- 21. Правовое обеспечение социальной политики
- 21.1. Международное социальное право
- 21.2. Государственное социальное право
- 21.3. Предмет и функции социального права
- Заключение
- Глоссарий
- Контрольные задания (тесты)
- Рекомендуемая литература
- 428027, Г. Чебоксары, ул. Хузангая, 20
- 428000, Г. Чебоксары, ул. Школьный проезд, 1. Лиц. Плд 27-66