logo
Скворцов Э

3.3. Российская империя (XIX в. – 1917 г.)

Становление научных представлений о социальном благосостоянии общества со второй половины XIX века до 1917 года неизбежно связываются с поиском дальнейшего пути развития России. Полемика о стратегии и путях обновления России развертывается между консервативными, либеральными и радикальными мыслителями. Выстраиваются новые идеологемы трансформации общества на основе ориентиров Запада и отечественных традиций, а также идей социализма и анархизма. Каждое направление формировало свой подход к пониманию сущности частного и общественного призрения. Среди них важнейшими являлись вопросы обязательного и необязательного общественного призрения; роли государства, частных лиц и общественных организаций в деле общественной и частной благотворительности.

В начале XX века вопрос о государственном призрении и его соотношении с частной благотворительностью получает новый импульс, изменяется и структура общественного призрения, появляются новые клиенты, требовавшие поддержки и защиты, новые формы попечения. Прошедшие на рубеже веков дискуссии о роли и месте государства в системе общественной благотворительности, о генезисе общественной помощи подняли целый ряд самостоятельных вопросов о субъектах и объектах помощи, обязательности и необязательности призрения, оперативном и упреждающем вмешательстве. Дискуссии постепенно подвели к созданию самостоятельной области общественного призрения.

Проблемное поле, где формировались парадигмы социальной политики на рубеже веков – бедность, роль государства в регулировании социальных проблем и организации институтов для их решения, пути нейтрализации социального неравенства через механизмы социального обеспечения, народного образования. На макроуровне, в системе «власть – общественная безопасность – социальная справедливость» осуществлялся поиск моделей нового государственного управления. Определяются критерии социальной справедливости, механизмы справедливого распределения и перераспределения благ.