logo search
2й семестр / 2 курс / История социологии / IstorCoz_kont бак

Тема 1. Социальные учения Античности

Античность как историческая эпоха (VIII в. до н. э. - III в. н. э.) и специфический тип культуры: мифологическая картина мира (космос, боги, судьба); справедливость (Diке) как высшая ценность и базовая категория культуры; социальная организация полиса.

Кризис полисного общественного строя в середине V - IV веке до н. э. Расцвет классической греческой культуры в ситуации социального кризиса. Философия софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, киников как реакция на социальный кризис и поиск путей его преодоления.

Концепция идеального государства Платона. Исторический и биографический контекст творчества Платона. Понятие справедливости как предмет диалога «Государство». Учение о трех душевных началах и делении граждан на «сословия» тружеников, стражей, философов. Решение проблемы социального неравенства. Обоснование роли философии и философов в создании идеального государства: учение об идеях (миф о пещере). Четыре типа «дурного» государства и объяснение трансформации общественного устройства.

Концепция оптимального государства Аристотеля. Исторический и биографический контекст творчества Аристотеля. Учение о четырех причинах и мере как методологическая основа анализа общества. Государство как высшая форма общения (взаимодействия) и воплощение природы человека (zoon politikon). Реализация в государственном устройстве этического идеала «благой середины». Типология «первоначальных» и «вырожденных» форм государства. Полития как форма наилучшая из возможных в данных условиях. Средства создания и стабилизации политики: компромисс между демосом, олигархами и аристократией; улучшение состава демоса; манипулирование сознанием граждан.

Социальные учения поздней Античности. Кризис республиканского строя в Риме в I в. до н. э. - I в. н. э. Расцвет эллинистически-римской культуры в ситуации социального кризиса. Философия позднего стоицизма как реакция на кризис и осмысление путей его преодоления. Соединение идей Платона и Аристотеля с концепцией космополитизма в учении Цицерона о государстве. Характеристика достоинств и недостатков монархии, аристократии и демократии; концепция «смешанного» типа государства.